Папки-передвижки

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения

Елена Ящук
Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка

– это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Публикация «Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения» размещена в разделах

Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата, они возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Ребенок сначала должен научиться правильно произносить изолированный звук, только за тем начинается этап автоматизации звука, т. е. закрепление его в слогах, словах и в предложениях. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-уменьшить напряженность артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики :

1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребенок не только чувствовал свой язычок, а чтобы смотрел и наблюдал за ним.

2. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10-15 секунд («Блинчик», «Чашечка»).

5. Во время выполнения ребенком упражнения, взрослый ведет контроль.

Помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Не укоряйте ребенка, а хвалите.

Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Упражнения для язычка:

Лопаточка

Открыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Накажем непослушный язык

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить : пя-пя-пя… Затем остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чашечка

Положить широкий плоский язычок на нижнюю губу, затем поднять кончик языка и боковые края вверх в виде чашечки и удерживаем до 4-5 секунд.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка гладим нёбо от зубов по направлению к горлышку. Обязательно смотрим, чтобы язычок становился широким.

Качели

Открыть рот, как при произношении звука А. Язычком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, как-будто слизываем вкуснятину.

Вкусная конфета

Губы сомкнуты. Напряженным язычком упираться то в одну щёку, то в другую.

Часики

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Почистим зубки

Улыбнуться, открыть ротик. Кончиком языка водить с внутренней стороны зубов в одну сторону и в другую.

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать (поцокать) кончиком язычка (как лошадка цокает копытцами). Цокать нужно медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть остается неподвижной, работает только язык.

Грибок

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 летАртикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 лет Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Ежедневное выполнение.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Библиотека изображений:

Публикация Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ящук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения
Опубликовано: 4 марта 2024 в 20:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД