Лучший педагог года

Арт-терапия в работе психолога

Оксана Махота
Арт-терапия в работе психолога

Несмотря на явную терапевтическую направленность арт-процесса, ряд специалистов подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности. Диагностический и собственно терапевтческий процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.

Публикация «Арт-терапия в работе психолога» размещена в разделах

Основной диагностический материал в арт-терапии – это изобразительная продукция, что сближает ее с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельного вида экспрессивных методик проективную арт-терапию. Однако арт-терапия – это более глубокий феномен по сравнению с классическими проективными методиками.

Арт-терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя элементы такого анализа присутствуют. Приоритетные формальные составляющие, на которые важно обращать внимание, это размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.

В отличие от проективной диагностики, в арт-терапии психолог опирается не только на общепринятое символическое значение элементов образов, но и на систему значений и ассоциаций самого автора, отслеживает невербальные реакции. Арт-терапевтическая интерпретация сопровождается вербальной обратной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию.

Профессиональная диагностика арт-продукции должна опираться на принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления:

1. Принцип детализации, который требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, в том числе его цветовых и фактурных характеристик. Каждая деталь может иметь значение вне зависимости от первого впечатления: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д.

2. Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности. Важно учитывать как макро-биографические факторы, связанные с личной историей клиента, так и ситуационную составляющую. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание.

3. Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном эмпатическом «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Особенно важным является свобода от личных проекций у специалиста, что предполагает высокий уровень его личной и профессиональной компетентности.

4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает открытую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом исследования возможных значений образов и выдвижения спектра гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования содержания изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений: от биографического до трансперсонального опыта и проявления архетипов коллективного бессознательного.

5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Целостность создаваемых в арт-процессе образов предполагает не только присутствие актуальной проблематики, но и наличие информации о способах выхода из ситуации. Работы клиента – это своеобразное символическое выражение того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество.

Обозначенные выше принципы используются комплексно и взаимно дополняют друг друга. Арт-терапевтическая диагностика представляет собой достаточно длительный процесс, основанный на сотрудничестве клиента и психолога, и не предполагает формализации в виде психологического заключения. Это естественная часть арт-процесса и довольно важная его составляющая.

Рассматривая прикладные аспекты арт-терапии, необходимо обратить внимание на особенности проведения арт-терапевтических тренингов. Использование арт-технологий в групповой работе базируется на существующей методологии групповой арт-терапии, в которой приняты две основные модели интерактивной арт-терапии : групп-интерперсональной и групп-аналитической.

Ценность групповой арт-терапии обусловлена целым спектром позитивных эффектов для ее участников. Групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки; помогает оказывать взаимную поддержку членами группы при решении общих проблем; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; помогает осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности.

Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию, а также обладает такими системными свойствами, как наличие информационных каналов обратной связи, способность к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются : участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы в арт-тренинге выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации. Арт-терапия может применяться в целях психопрофилактики, психокоррекции и обучения. При выборе конкретных арт-терапевтических методик необходимо учитывать целевые установки группы и ее предыдущий опыт.

Подробно методология и структура арт-тренинга представлены в работе Н. Е. Пурнис «Арт-терапия в развитии персонала». Арт-терапевтический модуль складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап, что соответствует этапам арт-терапевтического процесса. Программа может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи. Наиболее часто используются в тренингах сопровождения персонала следующие тематические блоки, связанные с развитием «Я концепции» : коммуникативных процессов, социального и эмоционального интеллекта, креативности, эмоциональной устойчивости, рефлексии. Арт-технологии являются неотъемлемой частью тренингов командообразования, стресс-менеджмента, менеджмента карьеры. Интересен также опыт работы с визуальными образами в тайм-менеджменте, а также в сессиях стратегического планирования.

Методические тренинги по обучению арт-терапии для специалистов гуманитарной и социальной сфер представляют собой особый жанр, предполагающий баланс между личной работой и формированием профессиональных навыков. В данном виде тренингов важно не просто применить арт-терапию в качестве возможного метода работы с собственными проблемами и задачами, но и использовать личный материал для глубокого понимания метода и проживания механизмов его воздействия. Универсальность ряда арт-техник позволяет работать практически с любыми личными задачами, в том числе не озвучивая их в группе. Для арт-тренингов, глубинных по своей природе, важно, чтобы степень самораскрытия регулировалась самими участниками.

Арт-терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваиваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы. Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Ведущему арт-тренингов важно помнить о возможных побочных эффектах, которые могут возникнуть на начальном этапе процесса:

1. Психотических переживаниях участников (от чрезмерно ярких эмоциональных реакций до галлюцинаций).

2. Нарушениях поведения (особенно в подростковых группах).

3. Эстетическом вздутии: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. К данному эффекту склонны лица с истероидным радикалом личности.

4. Обострении соматических реакций.

5. Дереализации – восприятии мира в сказочном свете, эйфории. Побочные эффекты арт-тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности» и, как следствие, психологических перегрузок. Наиболее частым нарушением регламента является выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации. Максимально допустимая продолжительность арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки.

Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь, должны длиться не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 мин., во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность.

Еще одной причиной возникновения негативных побочных эффектов является незнание анамнеза участников группы и подбор упражнений, провоцирующих чрезмерно болезненные переживания, которые более уместно было бы отреагировать в режиме индивидуальной работы. Не рекомендуется использовать в малоизвестных группах в качестве материалов глину, а также техники перформанса, маски.

Для профилактики негативных эффектов важно обратиться к личной ответственности взрослых участников группы за экологию собственного состояния и своевременно сообщать о соматической симптоматике в процессе работы ведущему, что позволяет внести коррективы в тренинговый процесс. Опыт автора показывает, что в 100 % случаев обращений по поводу ухудшения самочувствия в процессе работы состояние удается скорректировать довольно быстро. Так, основная причина головных болей на начальном этапе арт-тренингов в методических группах – старательная попытка понять и проинтерпретировать художественную экспрессию. Осознание того, что визуальный образ невозможно понять с помощью линейных логических схем, приводит не только к снятию симптомов в тренинге, но часто и к уменьшению головных болей в обычной жизни участников.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:

Публикация Арт-терапия в работе психолога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Махота на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Арт-терапия в работе психолога
Опубликовано: 12 марта 2022 в 21:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД