Лучший педагог года

Арт-терапия как средство коррекции неречевых процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Яна Тарнавская
Арт-терапия как средство коррекции неречевых процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

Слово «арт-терапия» впервые начало использоваться в англоязычных странах в 30-е годы XX века, однако термин «арт-терапия» ( буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл только в 1938 году. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах (например, художественная мастерская Адриана Хилла в Великобритании).Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на ихотношениях с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США).

Публикация «Арт-терапия как средство коррекции неречевых процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии» размещена в разделах

Арт-терапия появилась не только благодаря художникам, которые в свое время увидели «медицинское чудо», а так же благодаря сочетанию различных объективных и субъективных факторов, что создало более благоприятные условия для ее становления и общественного признания. В качестве таких факторов часто рассматриваются:

- социальные инициативы некоторых художников, стремившихся более активно реализовать здоровье сберегающий потенциал изобразительной деятельности в интересах людей, страдающих психическими и физическими недугами;

- развитие психотерапии, в особенности психоанализа с его повышенным интересом к использованию искусства с целью познания и гармонизации внутреннего мира человека, преодоления конфликта между сознанием и сферой бессознательного;

- интерес психиатров к изобразительному искусству как к дополнительному инструменту изучения психических процессов и симптомокомплексов, характерных для различных душевных заболеваний, и как к одному из стабилизирующих, защитных факторов.

Однако рассматривая нашу страну необходимо отметить, что развитие арт-терапии связанно с вкладом разных специалистов – художников, психотерапевтов и психиатров. В отличие от многих западных стран каких-либо инициатив со стороны отечественных представителей мира искусства по его использованию с целью лечения в советский период не отмечено. В условиях жесткого идеологического контроля над искусством, централизации и биологизации психиатрии свободное участие художников в общественной жизни, процессах лечения и реабилитации больных, развитии человеческого потенциала (как это характерно, например, для участия зарубежных художников в холистическом движении начиная с 1970-х годов) представлялось затруднительным.

Ведущую роль в развитии отечественных аналогов арт-терапии, используемых преимущественно с диагностической (патографической) или психотерапевтической целью, играли и, по всей видимости, продолжают играть психиатры и психотерапевты.

В последние годы во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, арт-терапия используется все более широко. Она является очень ценным и даже незаменимым инструментом, например, при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению, – с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения.

Арт-терапия проникает в самые разные области медицины, социальной работы и образования. Из институциональной среды она зачастую перемещается в более широкое пространство, связанное с повседневной деятельностью и отношениями между людьми и сообществами. Некоторыми важнейшими социальными и клиническими группами, на которые ориентирована современная арт-терапия, являются:

- люди с проблемами психического и физического здоровья;

- люди, перенесшие психическую травму, связанную с организованным или домашним насилием, природными аномалиями или техногенными катастрофами;

- ветераны боевого стресса, участники локальных вооруженных конфликтов;

- люди пожилого и преклонного возраста с характерными для них психосоциальными проблемами и заболеваниями;

- дети, подростки, молодежь, а также взрослые, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях;

- лица с различными зависимостями и созависимостями;

- дисфункциональные и неполные семьи и сообщества;

- стигматизируемые индивиды и группы и т. д.

Приоритетными областями практического использования арт-терапии на сегодняшний день выступают:

- система здравоохранения, реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности;

- система образования, включая дошкольные образовательные учреждения, массовые и специализированные школы, учреждения дополнительного образования, дома ребенка, школы-интернаты и др. ;

- учреждения социальной службы и «общественный сектор», в том числе специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные организации и фонды с их разнообразными программами развивающей, поддерживающей и реабилитационной направленности, а также лица, группы и организации, выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов;

- учреждения культуры – дома творчества, музеи, галереи и т. д.

Для того чтобы ощутить всю пользу методов Арт-терапии рассмотрим основные цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

- и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху. Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т. е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Переходя к формам Арт-терапии, нам необходимо вывести общие черты целого комплекса методов, которые будут представлены ниже.

Существуют два основных подхода в арт-терапии :

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм – трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Проведя анализ подходов можно вывести преимущества арт-терапии как метода профилактики:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Не смотря на общие подходы, разнообразие техник арт-терапии не ограничено строгими рамками, но каждое направление данного способа исцеления сознания и души человека соответствует определенным видам искусств.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер,А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева.

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром -игра.

Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи.

- Развитие познавательной сферы ребенка.

- Развитие эмоционально-волевой сферы.

- Формирование коммуникативных навыков.

- Формирование навыков культурного поведения.

- Обогащение представление об окружающем мире,

- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

- Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Песо чнаятерапи я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Пескотерапия, в свою очередь, решает следующие коррекционные задачи :

- всесторонняя коррекция речи ребёнка.

- развиваются психические функции.

- формирование неречевых процессов.

- предупреждается или вытесняются фиксация ребёнка на своём дефекте.

- обогащается словарь.

- формируется грамматический строй речи.

- становление личности в целом.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Коррекция логоритмики направленная на:

- развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие пространственной организации движений;

- развитие общей и тонкой моторики, мимики;

- развитие физиологического и фонационного дыхания;

- формирование артикуляционной базы звуков;

- развитие чувства ритма;

- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

- развитие коммуникативных качеств.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию,так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное,в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связываетих между собой.

На сегодняшний день изотерапия это самая распространенная методика Арт-терапии. В нее в свою очередь входят несколько техник, например: лепка, конструирование, рисование, коллаж и мандола…

Т. к даже в столь современной арт-терапии есть развитие, нам бы хотелось изучить подробно методику изотерапии, а именно технику медитационного рисования «Зендудлинг».

Зендудлинг – это техника рисования и представляет собой гибрид искусства, замешанного на стиле «Зентангл» с «Дудлингом».

Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Материалы и оборудование: бумага, ручка гелиевая (черная, карандаш, линейка, ластик

Дудлинг (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.)

Дудлинг (в переводе «каракуля») это сфокусированный рисунок, сделанный в то время, как внимание человека занято чем-то другим. Doodles — простые рисунки, которые могут иметь конкретные репрезентативные значения или могут быть просто абстрактной формой.

По результатам исследования, опубликованного в американском журнале прикладной когнитивной психологии, дудлинг помогает человеку не потерять концентрацию и не задремать, а также не расходовать слишком много мыслительной энергии на обработку получаемой информации.

Материалы и оборудование: бумага, ручка гелиевая (цветная).

На Арт-занятиях занятиях с детьми дошкольного возраста со стертой формой дизартрии техники Зентангла и Дудлинга всё-таки существуют в крепкой сцепке, т. е. используем Зендудлинг. Так у ребенка не возникает негативизма к квадратным формам, стереотипов по цветовому решению, а главное не пропадает интерес к собственной деятельности на протяжении всего занятия.

Техника возникла в 2006 году в США. Мария Томас (художник-шрифотовик и создатель открыток) вдумчиво рисовала причудливые загогулины на полях своей тетради. По ощущениям рисование оказалось на удивление легким, дарящим ощущение полёта и безграничной свободы.

Своим открытием Мария поделилась с Риком Робертсом (монах, который увидел в этом медитативную составляющую. Так, эти 2 человека создали простую систему, которая помогает другим наслаждаться рисованием с необычайным терапевтическим эффектом. Постепенно зентанглы (рисунки) перекочевали с тетрадей на листы бумаги.

Разрабатывая свою технику, Мария и Рик сформировали некую философию рисунка, которая нацелена не столько на результат, сколько на процесс :

- рисовать импульсивно – без виденья конечного результата. Надо просто позволить руке творить, а мозгу отдохнуть.

- любая форма медитации – зендудлинг в том числе – вне времени и спешки. Каждый паттерн следует рисовать медленно, уверенно и сосредоточенно.

- нельзя исправлять любую ошибку или помарку в зентангле. Тут всё как в жизни – свои погрешности невозможно просто стереть ластиком на конце карандаша. Зато можно увидеть в совершенной ошибке возможность для новых, неожиданных узоров.

- струны – это визуальная репрезентация наших мыслей, переживаний и ощущений. Каждый отпечаток на бумаге – это визуализация вашего внутреннего состояния.

- зентангл – для всех.

Однако изучая историю возникновения и концепцию техники Зендудлинга, мы увидели сходство ее с Мезенской росписью.

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Первые найденные образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры.

Традиционно в работе использовались только два цвета— красныйи чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились. Есть еще одна интересная особенность: всю работу выполняли мужчины, в наше время ею больше занимаются женщины.

В росписи присутствуют маленькие, но очень важные элементы, которые символизируют и вселенную, и ветер, и звезды… В технике Зендудлинг элементы идентичные, но без символического подтекста.

Можно считать, что Арт-терапия в технике Зендудлинг существует уже 2 века, но как метод медитационного рисунка в системе коррекционных занятий вошла она 10 лет назад.

Если говорить о преимуществах техники Зендудлинг, как коррекционного метода для детей со стертой дизартрией, то они бесценны:

1. Концентрация мышления:

- фокусировка и дисциплина – это первое что необходимо при рисовании. Нам нужно научить ребенка сосредотачиваться на деятельности, которая в коррекционных целях имеет существенное значение.

- терпение – многие дети не могут концентрироваться на одной вещи, что влечет за собой свои сложности в обучении.

- длительная память – ребенок замедляется и наслаждается цветовым решением и узором на бумаге.

2. Релаксация:

- цветовая терапия важна при диагностики психического состояния ребенка. Рисуя яркими цветами, ребенок отпускает негативные ситуации, уходит стресс и беспокойство.

- внимание. Чем больше деталей в рисунке – тем лучше.

- медитация – в процессе самостоятельной деятельности ребенок расслабляется на психическом уровне.

3. Создание

- мелкая моторика рук – кисти рук и пальчики ребенка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

- зрительная и механическая памяти - ребенок тщательно выбирает не только цвета для рисунка, но и сочетание узоров, что ведет к уверенной детализации рисунка.

- глазомер – прорисовка деталей дает разнообразие форм, размеров. Ребенок бессознательно проводит анализ между деталями своего творчества.

- воображение – ребенок полон новых и уникальных идей.

4. Веселье

- самостоятельность – дети настолько увлекаются процессом, что иногда роль педагога «стирается».

- работа в группе – масштабные проекты, например, к праздникам, позволяют детям взаимодействовать не только на творческом уровне, но и речевом.

- активность – процесс рисования не может быть безучастным, он вызывает эмоции, желания, стремление увидеть результат.

Таким образом, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, развить навыки и умения.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.

Публикации по теме:

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста» Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство коррекции неречевых процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Опубликовано: 16 августа 2023 в 13:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД