Получи документы

Арт-терапевтическая техника «Скажи-ка, как тебя зовут»

Виктория Пегасова
Арт-терапевтическая техника «Скажи-ка, как тебя зовут»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «СКАЖИ-КА, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ

В центре внимания этой техники — феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самопринятия. Данное занятие имеет диагностический потенциал, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт-терапевтических сессий, направленных на самопознание клиента и систематическую работу с его определенной проблемой.

Методика может быть использована как для индивидуальных занятий, так и для работы в группе (до 15 человек).

Публикация «Арт-терапевтическая техника „Скажи-ка, как тебя зовут“» размещена в разделах

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ

— исследование личностной идентичности;

— содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

— расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

— содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа Я, самопринятия.

МАТЕРИАЛЫ

Белая бумага формата А4, разноцветные материалы различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, «жатая» бумага и т. п., цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма, лоскутки ткани разных цветов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.

Этапы выполнения

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Настрой.

Упражнение «Зеркало»

Участникам предлагается в течение 2–3 минут походить по кабинету, выбрать наиболее комфортное для себя пространство.

Затем происходит работа в парах с поочередным обменом ролями: ведущий — ведомый. Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, являясь его зеркальным отражением, повторяет все движения. Важно постараться воспроизвести не только движения партнера, но и его чувства, перемены настроения.

Далее каждому участнику предлагается индивидуально выполнить следующее.

Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени. Какие чувства это у вас вызывает?

Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте себе ведро с масляной краской (какого она цвета). Напишите свое имя, используя как можно больше пространства от пола до потолка.

Закройте глаза и представьте наиболее приятный образ своего имени, из возникших у вас, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Вспомните, как часто и кто из окружающих людей вас так называет.

Изобразите свое имя на листе бумаги.

ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Используя разнообразные материалы, создайте бумажную или тряпичную куклу с вашим именем и похожую на вас.

Когда кукла будет готова, закрепите ее на пальце, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните, пожалуйста, свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, а также ее ответную реплику.

Задайте кукле вопрос: «Как тебя зовут теперь

Придумайте историю от лица своей куклы, которую вы хотели бы рассказать другим. Озаглавьте ваш рассказ.

ЭТАП ВЕРБАЛИЗАЦИИ И КУКОЛЬНОЙ

ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Участникам предлагается занять места в круге. «Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека» (К. Фопель).

Куклы по очереди рассказывают и/или показывают свою историю, используя приемы кукольного театра. Остальные куклы могут задавать вопросы.

Вербальное выражение переживаний, как известно, связано с катарсисом. Это самотерапевтический процесс, который приводит к эмоциональной разрядке и удовлетворяет потребность человека на какое-то время оказаться в центре внимания.

Рассказ от имени самодельной куклы — своеобразный аналог нестандартизированного интервью. Куклу расспрашивают деликатно, помогая проявиться собственным человеческим качествам автора.

Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невозможно подделать. Нередко самая важная информация передается именно через невербальный канал общения.

В итоге у психолога складывается понимание общей ситуации в группе, он узнает о субъективных проблемах участников.

ЭТАП РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали в работе с образом своего имени и кукольным образом. Если имена некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.

ЭТАП КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

В МАЛЫХ ГРУППАХ

Участники объединяются в группы по 3–4 человека.

На этом этапе проблемы, переживания каждого участника интуитивно осознаются группой. Поэтому приоритетная задача — оказать друг другу психологическую поддержку.

Приведу два способа взаимодействия участников на данном этапе.

1) Участник с помощью группы вносит изменения в облик своей куклы. В ее характеристику добавляют различные качества: доброту, красоту, ум, отзывчивость, гуманность, успешность и др. Улучшают, при необходимости, внешний вид. Когда обновленная куколка готова, автор надевает ее на палец и вдувает в нее жизнь, произнося слова: «Куколка, живи».

2) Участники рассказывают друг другу терапевтические истории (идея предложена

Д. Бретт). Один рассказывает о каком-либо неприятном событии, два других придумывают для первого терапевтическую историю, которая помогает ему по-иному взглянуть на проблему и, возможно, изменить свое отношение к ней.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Безусловно, на данном занятии неприемлемы взаимные дарения персонифицированных кукол.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

1. Занятие можно завершить популярным в гештальт-терапии приемом. Каждому участнику предлагается написать нерабочей рукой письмо к Волшебнику с самой сокровенной просьбой. А затем рабочей рукой написать ответ самому себе от имени Волшебника. Понятно, что ни вопрос, ни ответ далее не обсуждаются. Данный прием основан на механизме символического удовлетворения, что позволяет уменьшить у участников эмоциональное напряжение, связанное с негативными переживаниями.

2. Участникам предлагается еще раз проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на листе бумаги качества (характеристики, от которых им хотелось бы избавиться, а также те, которые хотелось бы приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» качеств уничтожается. Можно использовать ритуальный прием сжигания.

Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время (от недели до 1,5 месяцев) психолог отправляет каждому участнику занятия как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.

Публикации по теме:

«Джунгли зовут!» Фотоотчет о проведенном мероприятии«Джунгли зовут!» Фотоотчет о проведенном мероприятии В мае месяце,мы с нашими дошколятами, уже по традиции провели веселый праздник "Джунгли зовут". Под песню "Джунгли зовут", дети забегают.

Мастер-класс «Зеркало для предметно-развивающей среды»Мастер-класс «Зеркало для предметно-развивающей среды» Оборудование: Фольга,картон,цветной картон,клей ПВА,кисть,фломастеры,скотч. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов.

Детская коллективная работа «Скажи террору нет!»Детская коллективная работа «Скажи террору нет!» Детская коллективная работа "Скажи террору - НЕТ!" Уважаемые коллеги и гости моей странички, доброе время суток! Террор" в переводе.

Фотоотчет «Джунгли зовут»Фотоотчет «Джунгли зовут» День защиты детей проводится 1 июня в первый день лета, его отмечают во всем мире с 1950 года. Конечно и в нашем детском саду все воспитатели.

Фотоотчет о веселом развлечении «Джунгли зовут!»Фотоотчет о веселом развлечении «Джунгли зовут!» Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут!» Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей.

Фотоотчёт об акции «Испеки пирог и скажи спасибо» ко Дню РоссииФотоотчёт об акции «Испеки пирог и скажи спасибо» ко Дню России Сегодня мы отмечаем наш национальный праздник – День России. Этот день занимает особое место в календаре официальных дат нашей страны,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Скажи, как тебя зовут» ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ КТО НАЗВАЛ ТЕБЯ - УЗНАЙ? (Сейчас мы выберем с вами водящего, потом мы с вами дружно назовем свое имя, а сейчас кто-нибудь.

Поделки из бросового материала «Бабочкой меня зовут, я летаю там и тут». Мастер-классПоделки из бросового материала «Бабочкой меня зовут, я летаю там и тут». Мастер-класс Поделки из бросового материала "Бабочкой меня зовут, я летаю там и тут". Мастер-класс Пестрых крыльев лоскутки Так красивы и легки.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут»Экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут» Конспект экологического досуга «Джунгли зовут, там друзья живут!» (младшая группа) Воспитатели : Голубева Екатерина Михайловна, Галашева.

Публикация Арт-терапевтическая техника «Скажи-ка, как тебя зовут» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Пегасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Арт-терапевтическая техника «Скажи-ка, как тебя зовут»
Опубликовано: 23 июня 2020 в 09:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД