Лучший педагог года

Тематический план обучения для детей с синдромом Дауна

Тюменцева
Тематический план обучения для детей с синдромом Дауна

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации Программы

1.2. Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна

2.3. План изучения лексических тем для ребенка с синдромом Дауна

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

Публикация «Тематический план обучения для детей с синдромом Дауна» размещена в разделах

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна

3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагогической помощи на развитие этих детей.

Программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, и др.

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:

• Познавательное развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое

• Физическое развитие.

Программа составлена с учетом:

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), Индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИПСУ) ребенка- инвалида, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план).

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Основная цель программы:

Создание коррекционно-педагогических условий для всестороннего развития личности, деятельности ребенка с синдромом Дауна данного возраста, уменьшение и устранение недостатков познавательной, коммуникативной, речевой, двигательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи реализации Программы:

1) создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического здоровья ребенка с синдромом Дауна;

2) обеспечение педагогических условий для развития творческих способностей и личностного потенциала;

3) целенаправленное комплексное педагогическое сопровождение ребенка – дошкольника с синдромом Дауна;

4) выстраивание индивидуального коррекционного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие с воспитателем и сверстниками, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т. д.

1.2 Планируемые результаты освоения

образовательной программы

Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития детей с синдромом Дауна, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

• ребенок знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

• ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• ребенок может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия предметов бытового уровня и игрушек;

• ребенок активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

• ребенок проявляет интерес к совместной игре;

• ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, мультфильмам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика образовательной деятельности

в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка

с синдромом Дауна

Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался, учитывались особенности развития детей.

В учебно-методический комплекс образовательной программы для детей с синдромом Дауна вошли :

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы (основа УМК).

2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.

Обучение детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с детьми строится на материале лексических тем, в соответствии с тематическим планом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные задачи:

• формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);

• продолжать формировать у детей представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;

• формировать у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы);

• формировать детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове – волосы;

• учить детей определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают;

• формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п. ;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале).

Основные задачи:

• Учить ребенка различать свойства и качества предметов в тактильной, аудиальной и визуальной форме.

• Сличать два основных цвета (красный, желтый).

• Формировать целостное восприятие представлений об элементах окружающего мира.

• Знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Основные задачи:

• Учить детей слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.

• Развивать умение в течение 2-3 минуты внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине; умение слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые вопросы.

• Учить детей здороваться и прощаться («пока», просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет», отказываться от предмета, сообщать о событии.

• Учить детей помогать друг другу при одевании-раздевании, совместно манипулировать игрушками, рассматривать книги.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основные задачи музыкального обучения :

• Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.

• Развивать эмоциональный отклик на музыку.

• Приучать подпевать слова отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу.

• Учить водить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.

Основные задачи художественного творчества:

Рисование:

• Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать краску на кисть.

• Воспитывать аккуратность при работе с краской.

• Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).

Лепка:

• Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к лепке.

• Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски.

• Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с тестом, глиной, пластилином, песком.

Аппликация:

• Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.

• Учить самостоятельно работать с ножницами, клеем.

• Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основные задачи:

• Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.

• Воспитание культурно-гигиенических навыков (зарядка).

• Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.

2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна

Месяц Неделя Тема

Сентябрь 1-2 неделя Хорошо у нас в саду

3-4 неделя Во саду ли, в огороде

Октябрь 1-2 неделя Фрукты, овощи

3-4 неделя Лес. Деревья

Ноябрь 1-2 неделя Дикие, домашние животные

3-4 неделя Мебель, посуда

Декабрь 1-2 неделя Ах, ты, Зимушка-зима снежная красавица!

3-4 неделя Зимние забавы

Январь 1-2 неделя Рождественские посиделки

3-4 неделя Будем одеваться красиво

Февраль 1-2 неделя В здоровом теле- здоровый дух

3-4 неделя Домашние птицы

Март 1-2 неделя Весна -красна

3-4 неделя Насекомые

Апрель 1-2 неделя Перелетные птицы

3-4 неделя Огонь- друг, огонь- враг

Май 1-2 неделя Этот День Победы

3-4 неделя Транспорт

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

для ребенка с синдромом Дауна

Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным.

3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности

Время Понедельник Вторник

9.00 Познание. Чтение литературы Познание. Математика

9.30 Рисование Физическая культура

10.00 Музыка Коммуникация

Время Среда Четверг

9.00 Коммуникация Аппликация

9.30 Лепка Физическая культура

10.00 Физическая культура Музыка

Время Пятница

9.00 Коммуникация. Чтение литературы

9.30 Физическая культура

Публикации по теме:

Фотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом ДаунаФотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна Формирование навыков самообслуживания. У детей с синдромом дауна наблюдаются проблемы с моторикой, навыками самообслуживания,.

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план «День матери» для детей старшего дошкольного возрастаТематический план «День матери» для детей старшего дошкольного возраста Цели: познакомить детей с праздником, который отмечается во всем мире, и создать положительный эмоциональный настрой; формировать заботливое.

Тематический план «День народного единства (4 ноября)» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представление об истории возникновения праздника и его значении для России. Задачи: расширять представления детей о родной.

Библиотека изображений:

Публикация Тематический план обучения для детей с синдромом Дауна (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тюменцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тематический план обучения для детей с синдромом Дауна
Опубликовано: 9 октября 2023 в 06:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД