Получи документы

Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5–6 лет

Шурекова Эльвира
Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5–6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19» города Канаш Чувашской Республики

АНАЛИЗ

Примерной парциальной образовательной программы

Программа этнохудожественного развития детей 5-6лет

«Загадки родной природы»

Т. В. Мурашкиной

Подготовила

Воспитатель Шурекова Эльвира Геннадьевна

Канаш 2019

Публикация «Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа «Загадки родной природы» Мурашкиной разработана по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и являет собой вариант «разработанной локальной системы» - примерной парциальной программы инварианта.

Примерная парциальная программа этноэкологического образования дошкольников «Загадки родной природы» (далее программа) апробировалась в течении трех лет в дошкольных учреждениях и является логическим итогом в старших группах детского сада.

Цель программы является : формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры на народных традициях Чувашского края.

Основные задачи:

1. развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе;

2. развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края;

3. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

4. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

5. формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально-чувственной сферы;

6. этноэкологизация образовательной предметно-пространственной среды детского сада;

7. создание единого этноэкологического образовательного пространства на основе партнерских взаимоотношений сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Характерными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:

- хорошее развитие крупных мышц туловища и конечностей, но слабое развитие мелких мышц, особенно кистей рук. Поэтому дети легко усваивают задания на ходьбу, бег и прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц;

- совершенствование основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможения. У детей активно развиваются наглядно- образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением;

- кроме сюжетно-ролевых игр, у детей развиваются режиссерские, игры с правилами, а так же компьютерные игры вызывают большой интерес;

- после пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций;

- происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи- монологическая;

- старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе- животным, растениям, камням, различным природным явлениям, к исследовательской деятельности в природе;

- слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия;

- при восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки объектов природы: формы, пропорции, цвет.

На основании характерных особенностей детей старшего дошкольного возраста составлен психолого-педагогический базис программы.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор в программе делается на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Ведущей формой организации педагогического процесса является проектно-исследовательская деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности.

Основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В программе «Загадки родной природы» широко представлен метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, речетворчество- рифмовки народных примет.

Активно используется программой проектный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не представляется возможным. Основной объем материала целесообразно давать в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения педагога и родителей с детьми, при совместном поиске ответа на многочисленные детские вопросы.

Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу.

В программе определены направления развития экологического сознания личности, мотивации и способностей детей к позитивному взаимоотношению с окружающим миром:

- познавательно-экологическое;

- эколого-социально-коммуникативное и физическое;

- эколого-художественно-эстетическое;

- эколого-речевое.

В каждом из перечисленных направлений заложено этноэкологическое содержание (на примере использования народных примет о погоде, сказок, легенд и т. п.).

Программа «Загадки родной природы» включает четыре образовательных образных цикла в соответствии с назваными образовательными направлениями развития воспитанников :

«Народное погодоведение» - Познавательно-экологическое развитие;

«В гармонии с природой чувств» - Эколого-социально-коммуникативное и физическое развитие;

«Краски природы» - Эколого-художественно-эсстетическое развитие;

«Матушка природы-речетворчество народа» - Эколого-речевое развитие.

«Народное погодоведение»предполагает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации.

«В гармонии с природой чувств» посвящен формированию у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, народных традициях и праздниках, развитию эмпатии и эмоционально позитивного опыта общения с природой.

«Краски природы-народные коды» посвящен формированию у детей позитивных установок к народному и декоративно-прикладному искусству, к различным видам труда и творчества.

«Матушка природа-речетворчество народа» способствует формированию любви к чтению, развитию монологической речи, логики и выразительности речи детей.

Каждый из циклов включает систему чувашских народных примет о погоде в виде тематических экологических наблюдений на прогулках :

- «Растения-барометры»;

- «Птицы-метеорологи»;

- «Насекомые-предсказатели погоды»;

- «Прогноз по неживой природе»;

- «Домашние животные-барометры погоды».

Создавая этноэкологическую программу, можно увидеть задачу и в том, чтобы дать детям представление об истории нашего народа, показать, что наши предки не только хорошо понимали законы природы, но и умели в удивительно поэтичной форме рассказывать о своей любви к этому миру.

Одним из важных условий реализации системы этноэкологического развития детей является правильная организация и экологизация развивающей предметно- пространственной среды. Основная задача экологизации развивающей предметно- пространственной среды – создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

Таким образом, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, педагогов, программа ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий нашего региона и может реализована в любой дошкольной образовательной организации.

Публикации по теме:

Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г.Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный годАнализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный годВоспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания,.

Анализ выполнения рабочей программы педагогов второй младшей группы Во второй младшей группе № 3 в 2017 – 2018 году находилось 5 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 18 воспитанников - от 3 до 4 лет. На начало.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития для детей средней группы «В гостях у Жихарки»Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития для детей средней группы «В гостях у Жихарки» Предметные задачи: знакомить детей с опасными ситуациями, возникающими дома, учить правилам обращения некоторыми предметами домашнего обихода:.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:

Публикация Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шурекова Эльвира на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Анализ парциальной образовательной программы этнохудожественного развития детей 5–6 лет
Опубликовано: 2 марта 2020 в 20:39
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД