МААМ-картинки

Анализ сказки «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина

Мария Александровна
Анализ сказки «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина

Анализ авторской сказки

1. «Сказка о попе и работнике его Балде», А. С. Пушкина

2. История создания: «Сказка о попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным в Болдино 13 сентября 1830 года и при жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе. Позднее Гоголь писал: «сказки русские народные - не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские» и конкретно об этой сказке : «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». «Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В. А. Жуковскому. Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Оригинал, выпущенный под редакцией П. Е. Ефремова увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений. В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.

Публикация «Анализ сказки „Сказка о попе и работнике его Балде“ А, С, Пушкина» размещена в разделах

3. Краткое содержание сказки : По русской традиции сказка начинается с выражения жил-был: «Жил-был поп, толоконный лоб». Далее рассказывается о том, как он прогуливался по базару, где встретился с мужичком по имени Балда и нанял его к себе работником («поваром, конюхом и плотником», причём — за комичную плату («в год за три щелка тебе по лбу» — такое условие выдвинул мужичок). После этого зажил Балда «в поповом доме» и стал трудиться на совесть. Через некоторое время попа стали одолевать сомнения в выгодности сделки, и он по совету попадьи даёт Балде заведомо невыполнимое поручение, чтобы избежать даже этих щелчков: «Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный»

Невозмутимый Балда отправляется за оброком. У берега моря он находит чертей и хитростью получает с них злополучный оброк, а после возвращения требует от попа полную плату за труды. Последний вынужденно подставляет свой лоб и получает сполна — так, что после третьего щелчка он теряет рассудок. Заканчивается сказка моралью : А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

4. Основные образы, их характеристика:

Балда – находчивый, смекалистый, проворный, трудолюбивый мужик.

Поп – жадный, скупой, настоящий скряга, получивший по заслугам за свою жадность.

Попадья – жена попа, умная, хитрая женщина.

Поповна и попенок – дети попа, полюбившие Балду.

Старый бес – грустный, недалекий.

Бесенок – молодой, самоуверенный, энергичный.

5. Признаки: в этой сказке можно наблюдать признаки бытовой сказки. В ней нет колдовства, фантастических существ и магических предметов, которые обязательно должны появляться в волшебной сказке. Образы черта и бесенка Пушкин вводит в повествование не для того, чтобы показать нереальность происходящего, а чтобы показать, как ловко Балда справляется даже с нечистой силой. В произведении есть яркие социальные типы: поп (жадный, хитрый, обходительный) и работник (ловкий, догадливый, веселый, удачливый); изображение человеческих пороков – жадности и скупости; интерпретация сюжета - это сатира, где поп-эксплуататор противопоставлен работнику-Балде

6. Основным источником для А. С. Пушкина послужила услышанная им русская народная сказка. В тетради от 1824 года он написал:

«Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек, попадья говорит каков будет щёлк. Балда дюж и работящ — но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться. Жена советует отослать Балду в лес к медведю, будто он за коровой — Балда идёт и приводит медведя в хлев. Поп посылает Балду с чертей оброк собирать, Балда берёт пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиной в воду и в воде охнуло…»

7. Отличие от народной сказки в том, что А. С. Пушкин добавил свою авторскую фантазию в текст произведения, для придания комичности истории и усиленного интереса к ней.

8. Воспитательное значение сказки : За хорошую работу всегда нужно платить, а жадность и скупость никогда ни к чему хорошему не приведут.

9. Какие творческие виды работ можно предложить : на занятиях можно предложить детям нарисовать персонажа из сказки (по выбору, слепить его. В старших группах дети могут придумать свое окончание сказки, или продолжить ее.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» В преддверии дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в нашем саду прошли тематические беседы о поэте, чтение.

Фотоотчет «Мы сказки Пушкина читаем»Фотоотчет «Мы сказки Пушкина читаем» Наверное, трудно найти человека, который не знал бы произведений А. С. Пушкина. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зеленый,.

Фотоотчет «Сказки Пушкина»Фотоотчет «Сказки Пушкина» Фотоотчёт о развлечении в разновозрастной группе «По сказкам Пушкина» Воспитатель: Моисеенко Анжела Геннадьевна 6 июня в России отмечается.

К Дню рождения А. С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»К Дню рождения А. С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: Углублять и расширять знания.

Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» Конспект урока по литературе/ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». Преподаватель литературы и русского языка Евстигнеева Людмила Александровна.

Фотоотчет «Любимые сказки А. С. Пушкина»Фотоотчет «Любимые сказки А. С. Пушкина» 6 июня родился Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. В связи с этим в нашем детском саду со 2 по 6 июня проходила неделя, посвященная.

Мы любим сказки А. С. ПушкинаМы любим сказки А. С. Пушкина Пушкин! Это имя звучит для нас всю жизнь- с детства до старости. В детском саду, в школе и дома мы слушали и сами читали стихи и сказки.

Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина»Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Карелина Елена (подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Анализ сказки «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Анализ сказки «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 22:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД