Лучший педагог года

Анализ авторской сказки «Мороз Иванович»

Сидорова Ольга Максимовна
Анализ авторской сказки «Мороз Иванович»

1) «Мороз Иванович» - авторская сказка для детей. (прозаическая, автор - Владимир Фёдорович Одо евский.

2) Познавательное значение: Дети узнают, как фильтровать воду - «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Публикация «Анализ авторской сказки „Мороз Иванович“» размещена в разделах

Дети узнают, что происходит с травой зимой, как делается хлеб – «Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь…»

С помощью сказки дети узнают, как правильно топить печь, и что не все люди могут себе позволить жить в тепле, поэтому надо помогать нуждающимся – «…чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали…»

Дети узнают о свойстве ртути – «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт…»

3) Воспитательное значение: Сказка учит трудолюбию, справедливости, прилежанию и показывает, кто заслуживает своим поведением вознаграждение, а кто осуждение. Понятная детям мораль лежит на поверхности сказки : каждый получает то, что заслуживает: хочешь в жизни благ – нужно приложить усилия – «Знаешь, голубушка,- отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда…»

4) Автор сюжет сказки заимствовал из русского фольклора, сохранив красоту народной речи и русский дух. В нем органически сочетаются назидательная, воспитательная и образовательная функции произведения, предназначенного для детского чтения. Не зря Одоевский дает героиням имена-характеристики – Рукодельница и Ленивица. Таким образом он изначально их противопоставляет. Да и вся сказка построена с помощью антитезы. Яркие образы сестер помогают маленьким читателям задуматься о том, что поведение человека предопределяет отношение окружающих к нему. Автор при написании своей сказки использует приём жанра – принцип художественного противопоставления. Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала - сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.).

Олицетворение – печка, яблоня.

Кумулятивность – Повторение заданий для Ленивицы и Рукодельницы.

Сравнение – «и всё в доме блестело, как брильянты».

Закон троекратного повторения – три дня девушки были в доме Мороза Ивановича – «На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице…».

Публикации по теме:

Детский мастер-класс конструированию из бумаги с элементами рисования «Мороз Иванович»Детский мастер-класс конструированию из бумаги с элементами рисования «Мороз Иванович» Детский мастер-класс конструированию из бумаги с элементами рисования «Мороз Иванович» Праздник Нового года – один из самых любимых,.

Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба» В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима,и Мороз Иванович обратился к ежику (он главный.

Хореография на песню Г. Вихарева «Ой, мороз, мороз, мороз» Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателя, педагога дополнительного образования, родителям. В старшей группе на новогодний.

Интегрированная НОД с детьми разновозрастной группы «Мороз Иванович»Интегрированная НОД с детьми разновозрастной группы «Мороз Иванович» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект занятия по чтению потешки — заклички «Ты, мороз, мороз, мороз» в младшей группе Задачи. Познакомить детей со значением и содержанием потешки – заклички. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть, четко выполнять.

Мастер-класс по изготовлению поделки на основе втулки «Мороз Иванович»Мастер-класс по изготовлению поделки на основе втулки «Мороз Иванович» Мастер - класс формирует у детей умение изготовить подделку, обклеивая цилиндрическую форму (втулку) и добавляя необходимые детали, передавать.

Оформление группы к Новому году по сказке «Мороз Иванович»Оформление группы к Новому году по сказке «Мороз Иванович» Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступает Новогодний праздник. Праздник елки, зимнего чуда, исполнение заветных желаний и конечно.

Открытое занятие по сказке «Мороз Иванович» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории : Чугунова Л. А. (открытое занятие). Цель: Формировать основы нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ авторской сказки «Мороз Иванович»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 12:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ авторской сказки «Мороз Иванович»» (включая файлы) размещена пользователем Сидорова Ольга Максимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД