Получи документы

Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр

Ольга Обухова
Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Обухова Ольга Олеговна, воспитатель.

«Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр»

Актуальность

Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Публикация «Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр» размещена в разделах

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является пункт 3.2.5 - «поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».

Существует несколько понятий игры, которые значительно отличаются друг от друга. Мы выбрали понятия, которые нам наиболее ближе. Профессор Йо хан Хёйзинга — нидерландский философ, историк, исследователь культуры определял игру «свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

Нас интересует понятие самодеятельных игр, т. к. еще А. В. Запорожец особое внимание обращал на то, что «именно переходя в форму детской самодеятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую педагогическую ценность».

По определению Новоселовой С. Л. и Зворыгиной Е. В., «самодеятельные игры - это игры, в которых дети сами задают себе цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры, выбирают себе партнеров, сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами».

Одной из важнейших проблем является проблема поддержки игры. Наблюдения за детьми нашей группы показали, что воспитанники мало играли, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности, что в ролевых играх детей практически отсутствовали «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им использовались оторванные от реальности сюжеты, заимствованные из компьютерных игр, телевизионных программ, фильмов и мультфильмов. Часто дети не знали, как играть, как развивать игровой сюжет. Поэтому очень значимой и актуальной темой нам показалось стимулирование развития и поддержка самостоятельной игровой деятельности детей.

Новизна

В своей педагогической деятельности большое внимание мы уделяли организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Новизна состоит в том, что на основе применения технологии комплексного метода педагогической поддержки самодеятельных игр Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой, а также партнерского подхода к руководству игрой Н. Я. Михайленко, и Н. А. Коротковой в течении двух лет сопровождалось развитие самодеятельных игр, создавались условия поддержки детской инициативы при организации свободной игры. Были определены направления работы и выстроена система организации эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в области поддержки самодеятельных игр. При этом реализовывался принцип развития игровой деятельности через ее переход в форму детской самодеятельности, что обеспечивало «спонтанность» развития данной деятельности через запуск механизмов ее саморазвития. Данная деятельность состояла из четырё х компонентов:

- обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;

- обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

- создание развивающей предметной среды;

- активизирующее общение взрослых с детьми.

Целесообразность форм и методов деятельности

Цель: создание условий для разностороннего развития личности ребёнка посредством поддержки самодеятельных игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Формировать игровые умения, развитые культурные формы игры.

2. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей изготовление атрибутов и игру).

3. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

В ходе взаимодействия педагогом использовались методы и приемы, направленные на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями через:

- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;

- создание развивающей предметно-игровой среды;

- проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

Для поддержки спонтанных, самодеятельных игр использовались следующие методы и приемы:

Приемы прямого руководства:

- включение педагога в игру, принятие на себя роли – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства:

1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы);

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

2. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно-игровой среды (тематические игровые уголки);

- расположение разнообразного игрового материала в коробках, контейнерах, ящиках с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

3. Помощь взрослого:

- при планировании хода игры, последовательности действий;

- при распределении ролей, согласовании замысла;

- при решении игровых задач, поддержании познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды).

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);

- при создании игровой ситуации.

4. Индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Целостность

Система педагогической деятельности по организации эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в области поддержки самодеятельных игр строилась по двум направлениям:

создание условий для поддержки самодеятельных игр дошкольников,

поиск и применение эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.

Для этого с родителями были организованы следующие мероприятия:

1. Для выявления готовности родителей детей сотрудничать с педагогами в деле организации игровой деятельности было проведено анкетирование родителей.

2. Для того, чтобы пробудить интерес родителей к проблемам игрового взаимодействия с детьми проведён опрос «Игры из моего детства».

3. Для того чтобы научить родителей организовывать игру и самим играть с детьми было организовано педагогическое просвещение родителей через проведение родительского собрания в форме аукциона детских игр, размещения рекомендаций в родительском чате, в папках передвижках, в уголках для родителей. Здесь родители могли найти рекомендации по подбору игрушек, описания игр, которые они могут провести с ребенком. Такая информация давала практически значимые рекомендации по различным аспектам развития игровой деятельности детей, родители получали знания по способам и формам организации игры, приобретали практические умения и навыки взаимодействия с ребенком.

4. Для родителей были организованы мини-мастер-классы. Предлагались варианты создания игровых уголков в домашних условиях, были даны рекомендации по вопросам поведения детей в игре. Им предлагалось понаблюдать за действиями воспитателя по руководству и организации детскими играми и в соответствии с ними строить собственную деятельность по руководству детской игрой.

5. В целях повышения интереса и овладения родителями опытом организации активного игрового досуга для всей семьи в рамках традиционного Дня открытых дверей организовываются во второй половине дня совместные сюжетно-ролевые игры.

6. Организован конкурс детско-родительского творчества по изготовлению мягких игрушек «Сделаем сами, своими руками»

7. С целью привлечения родителей к преобразованию развивающей предметно-пространственной среды была организована презентация по созданию игровых макетов в семье, где был дан ориентировочный набор пособий для игр с мелкими игрушками в домашних условиях.

Игра с макетами стала одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка и детский сад. В процессе игр развивалась творческая инициатива детей, возникали разнообразные игровые замыслы.

В результате организованной работы родители осознали всю значимость игровой деятельности в развитии ребёнка, познакомились с современным опытом поддержки и развития ребёнка в различных видах игр, научились практическим способам организации и руководства детскими играми в семье, стали активнее принимать участие в совместных мероприятиях.

Результативность

Анализ анкетирования родителей в начале и в конце учебного года показал, что из 25 семей почти у всех увеличились показатели по взаимодействию родителей с детьми в домашних условиях. Педагогом были созданы условия, позволяющие родителям проанализировать собственный опыт использования в семье игровых методов общения с ребенком через консультативный материал, организацию совместных проектов и анкетирование. На 17% увеличилось количество положительных ответов по использованию игровой инициативы взрослого в общении с ребенком дома, 98 % родителей ответили положительно о желании взрослого признавать ценность игровых интересов ребенка.

Для определения эффективности работы в данном направлении были использованы результаты диагностики игровой деятельности двух групп: группы «Дружная семейка» (где проводилась работа) и группы «Фиксики» (где работали другие педагоги).

Игровая деятельность

группа «Дружная семейка» Группа «Фиксики»

Начало года Конец года Начало года Конец года

высокий 57 % 77 % 48 % 54%

средний 43 % 23% 52% 46 %

низкий - - - -

По результатам диагностики игровой деятельности в группе, где было организовано взаимодействие по сопровождению самодеятельной игры детей с высоким уровнем развития игровой деятельности на конец года на 23% выше, чем в группе «Фиксики».

С целью оценки уровня развития самодеятельных игр у детей группы мы воспользовались диагностикой игровых умений ребенка в процессе педагогического руководства и самостоятельной игровой деятельности по методике Комаровой Н. Ф. на начало работы педагога в данном направлении и на данный момент.

Содержание игры

Октябрь 2021г. Январь 2023 г.

высокий 53 % 79 %

средний 47% 21 %

низкий - -

Способы решения игровых задач

Октябрь 2021г. Январь 2023 г.

высокий 55% 77%

средний 45% 23%

низкий

Взаимодействие детей в игре

Октябрь 2021г. Январь 2023 г.

высокий 36% 68 %

средний 62% 32 %

низкий 2% -

По данным диагностики значительно повысились результаты воспитанников:

по критерию Содержание игры высокий уровень развития воспитанников повысился на 26% (у ребёнка возникают разнообразные игровые замыслы, при их реализации он комбинирует знакомые и малознакомые события, с особым интересом отображает в играх взаимодействие и общение людей, игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу, игровые задачи ставит самостоятельно).

по критерию Способы решения игровых задач – на 22% (у ребёнка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации, также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в ролевую беседу со взрослыми и сверстниками. Она интересная и длительная).

по критерию Взаимодействие детей в игре – на 32 % (вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие).

При этом надо отметить, что средний уровень показателей наблюдался у часто отсутствующих детей.

Удалось достигнуть хороших результатов при организации совместных проектов: «Наш город», «Байкал – жемчужина Сибири», «Игры наших родителей», «Наша армия». Родители принимали активное участие в образовательном процессе. Были проведены виртуальные экскурсии на рабочие места родителей, родители приняли участие в планировании и реализации проектов, изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов, пополнении РППС бросовым материалом.

В 2021 году приняла участие в информационно-консультационном онлайн-семинаре «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников дошкольного образования в области организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО», в 2022 году в рамках IV Межмуниципальной школы Университета детства «Калейдоскоп игры: опыт реализации» представила практику «Создание условий для свободной игры», приняла участие в Городской стажировочной площадке «Вариативное использование технологий программы «ПРОдетей» ориентированных на ребенка».

Интегративность/метапредметность/ межпредметность

Игра – это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.

Содержание образовательных областей, которое мы интегрируем с помощью поддержки самодеятельных игр :

«Познавательное развитие» - развитие сенсорной культуры и математических представлений, освоение представлений о мире природы, в частности, представителях животного и растительного мира природы, сезонных изменениях в ней, о малой родине и русских народных традициях.

«Речевое развитие» - развитие связной диалогической и монологической речи, обогащение активного и пассивного словаря, развитие речи как средства общения.

«Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности и детского творчества, отражение своего восприятия музыкального произведения, исполнение песен и танцев.

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие представлений о семье, в частности, семейных делах и событиях в жизни, разнообразных эмоциональных состояниях людей и причин, их вызывающих, овладения умениями совместной деятельности - принимать общую цель, договариваться о способах действия, слушать и слышать другого.

«Физическое развитие» - развитие двигательной деятельности, в частности, выполнение общеразвивающих, музыкально-ритмических и спортивных упражнений, ходьба, подвижные игры, становление ценностей здорового образа жизни.

Индивидуальный подход

При поддержке самодеятельных игр мы используем личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.

Индивидуальный подход к ребенку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, мы не только развиваем те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формируем качества личности.

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения поставленной цели.

Мы обращали внимание на детей – организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу.

Обращали внимание на ребёнка, который не проявляет активного интереса к играм. Такие дети внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Есть дети, которые проявляют меньший интерес к успехам сверстника, а если и проявляет, то отрицательный (вырвать листок, попытаться ударить, не уступить предмет). Поэтому, главное – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

Применяли индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется.

В игровой деятельности заложены большие возможности для индивидуального воздействия на детей. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, предоставляется возможность всем детям попробовать свои силы в различных ролях. В общей игре можно найти каждому дело.

Литература

1. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», «Мозаика-Синтез»; 2017 г.

2. Е. В. Трифонова «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников» М: ВОО «Воспитатели России», 2021г.

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Москва «Академический проект», 2020 г.

4. Н. А. Короткова «Сюжетная игра дошкольников», Москва «Линка-Пресс», 2019 г.

5. Н. Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». — М. : Издательство «Скрипторий», 2018 г.

6. В. И. Бутенко, Л. К. Тришина «Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста.» В кн. : Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. –М. : Линка-Пресс, 2020

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Фотоотчет «Награждение участников проекта «Дорога памяти»Фотоотчет «Награждение участников проекта «Дорога памяти» Проект «Дорога памяти» реализуется Министерством обороны Российской Федерации в рамках утвержденного Президентом РФ перечня поручений по.

Сценарий концерта для участников городского семинара «Многонациональный Дон»Сценарий концерта для участников городского семинара «Многонациональный Дон» ***Звучит песня в г/з «Любо мне», на середину зала выходит ведущая Ведущий: Здорово дневали, дорогие гостички! По обычаям казачьим.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет»Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет» Взаимодействие с родительской общественностью через работу семейного клуба «Родительский университет» Роль семьи в воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Обухова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие участников образовательных отношений посредством поддержки самодеятельных игр
Опубликовано: 19 марта 2023 в 19:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД