Папки-передвижки

Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников

Дарья Новикова
Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников

Работа со сказкой.

Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать творческую фантазию, воспитывать нравственные ценности.

При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:

Публикация «Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников» размещена в разделах

«Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т. е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.

(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох)

• Решение сказочных задач.

- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

• Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

• Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

• Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

• Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

• Придумывание кроссвордов к сказке;

• Коллективное сочинение сказки.

Работа с загадками.

Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.

Приёмы работы с загадками очень разнообразны:

• звуковой анализ отгадок;

• подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма;

• отгадывание кроссвордов из загадок;

• сочинение загадок;

• словарная работа (тематические загадки о временах года, животных ит. д.) ;

• определение темы урока с помощью загадок.

Дидактические игры.

Работая над развитием всех видов речи в начальной школе, мы должны помнить так же о существенной роли игровых технологий в процессе обучения.

Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи. Применение игровых пособий позволяет развивать орфографическую зоркость, в игровой ситуации применять ранее изученные правила, обосновывать их применение, способность связно и чётко высказываться.

В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека (персонажа, находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся вырабатываются эмпатийныеспособности (умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).

В современной школе нужны такие приемы обучения, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – “развивай свою речь” – и одновременно служили бы этой цели. И таким эффективным приемом является творческая речевая игра.

Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Использование на уроках речевых игр очень привлекает и радует младших школьников, помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Эта работа побуждает творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение. Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса учащихся, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Разработка дидактической игры.

Педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям.

Цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки детей.

Дидактическая игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Дидактические игры разрабатываются по определё нному алгоритму:

1. Постановка цели.

Пример:

Цель игры: формирование умения составлять план текста.

2. Формулировка задач.

Пример:

Задачи:

- отработать умение осмысливать прочитанный текст.

- формировать умение делить текст на части.

- формировать способность выстраивать логическую цепочку событий….

3. Творческое создание игры на основании поставленных задач.

Пример: Игра- «Иллюстратор».

Детям необходимо создать самостоятельно пособие «Пересказ басни по серии картинок.» Проводится после прохождения темы «Басни Крылова» на уроках чтения. Дети по очереди тянут текст басни. Их задача в 4 картинках рассказать сюжет. Можно взять 3-4 басни на класс и сравнить варианты рисунков ребят из одной группы.

4. Формулирование игровой задачи для детей. Описание Правил.

5 .Определение необходимого материала.

6. Определение способа оценивания.

Публикации по теме:

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Библиотека изображений:

Публикация Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Новикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Альтернативные приёмы работы по развитию речи младших школьников
Опубликовано: 22 мая 2020 в 16:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД