МААМ-картинки

Алгоритм составления повествований по серии сюжетных картин. Обучение детей рассказыванию по картинке

Коротаева Татьяна Анатольевна
Алгоритм составления повествований по серии сюжетных картин. Обучение детей рассказыванию по картинке

Алгоритм составления повествований по серии сюжетных картин. Обучение детей рассказыванию по картинке

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи ( труды: Е. И. Тюфяевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, С. Л. Рубинштейна).

Публикация «Алгоритм составления повествований по серии сюжетных картин, Обучение детей рассказыванию по картинке» размещена в разделах

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

Этапы обучения.

1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4 этап - (подготовительная группа) - рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения :

- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей.);

- образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

- план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам - командами);

- рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т. А. Ткаченко. Они представлены в его книге "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов";

- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение);

- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

- указания (например, "говори выразительно")

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные, выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос "Что нарисовано?" - дети перечисляют предметы; на вопрос "Что делают на этой картине?" - называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом "Что это?" - требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: - "Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами", "Незнайка просит научить рассказывать сказку про. ". В старших группах это социальные мотивы ("Придумайте сказки для малышей", запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа : повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

• учить ребенка описывать изображение на картине;

• активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;

• закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);

• учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

"На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится".

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

Программное содержание:

Учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

Закрепить словарь;

Формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

"В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими".

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта ; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Рассказывание по карт явл. особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец, а затем своих товарищей. Сод-ие рассказов почти одинаковое Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-повторов, длит-ми паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. используя игровые методы обучения рассказыванию по картине

Можно выделить два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

2. Творческое расс-ние по картине (фантазирование). Цель: учить детей состсвязные фантаст-ие рассказы по мотивам изображенного. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: • самост анализа ситуации или объекта; • развития замыслов-идей будущего продукта. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготов этап обучения рассказпо картине. Дети этого возраста еще не могут самост составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной,выразительной.

Публикации по теме:

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

Использование сюжетных картин по ФЭМП для детей дошкольного возрастаИспользование сюжетных картин по ФЭМП для детей дошкольного возраста Для того, чтобы заинтересовать ребёнка в изучении математики педагогами используется много разнообразных приёмов и методов. Лично я в.

Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа» Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа" Руденко Л. В. Работая с детьми, я обратила.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алгоритм составления повествований по серии сюжетных картин. Обучение детей рассказыванию по картинке
Опубликовано: 6 марта 2024 в 10:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД