Папки-передвижки

Конспект познавательной беседы для детей старшей группы «Принимаем гостей»

Прокопец Наталья
Конспект познавательной беседы для детей старшей группы «Принимаем гостей»

Конспект познавательной беседы в старшей группе

«Принимаем гостей»

Цель: Познакомить с традициями гостеприимства.

Задачи:

- Познакомить детей с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей;

- Познакомить детей с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения;

Публикация «Конспект познавательной беседы для детей старшей группы „Принимаем гостей“» размещена в разделах

- Приобщать детей к русской национальной культуре.

Ход беседы:

Воспитатель:

- Ребята, знаете ли вы как здоровались в старину? (Ответы детей).

- Ребята, в старину говорили : «3драве буде».

- Что это означает, как вы думаете? (Ответы детей : здравствуйте).

- Правильно ребята. Это означает - будьте здоровы, здравствуйте.

- Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. " «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль», - с поклоном приглашает гостей хозяйка.

- Что необходимо сделать перед едой? (Ответы детей : вымыть руки).

- Правильно, нужно вымыть руки. Как вы думаете, где мыли руки в старину? (Ответы детей : в кране, умывальнике).

- Ребята, в старину руки мыли из рукомоя, вытирали руки рушником.

- Кто мне скажет, почему это полотенце так называется? (Ответы детей : им вытирали руки).

- Правильно, рушник – значит для рук.

- Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол - престол (священное место, а хлеба ни куска, так и стол - доска» - так говорили в старину. Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили : «Ушел не солоно хлебавши»

- В какой сказке вы слышали это выражение? (Ответы детей : лиса и журавль).

- Правильно ребята. А что означает это выражение? Как вы думаете? (Ответы детей).

- Да, ребята, вы все верно сказали. В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб - соль ешь, а правду режь» - говорили в народе. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом - голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба.

- Зачем, как вы думаете? (Ответы детей : чтобы стол не замарать, еда чтобы не капала на стол).

- Правильно ребята, кусочек хлеба подкладывали для того, чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было.

- Что же подавали на стол? (Ответы детей : каша, суп).

- «Каша - мать наша», - говорили тогда. Ее ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля? (Ответ детей : кашей).

- А он ее чем потчевал? (Ответ детей : окрошкой).

- Кто знает, что это такое? (Ответы детей).

- На первое варили щи. Что для этого надо? (Ответы детей : морковь, капусту, лук и т. д.)

- Варили уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка? (Ответы детей : «По щучьему велению»).

- Молодцы ребята. В старину ели много мяса : телятину, баранину, свинину.

- Чье это мясо? (Ответы детей).

- Раньше коров, быков называли одним словом «говядо». Отсюда и название мяса - говядина. Ни один пир не обходился без пирогов.

- От какого слова произошло слово «пирог»? (Ответы детей).

- Ребята, слово пирог произошло от слова пир. В старину говорили : «Красна изба углами, а обед - пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, ягодная, гороховая.

- Что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются? (Ответы детей).

- «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мед - медовый или фруктовый напиток. Еще варили кисель. «Киселем брюхо не испортишь», - говорили в старину.

- В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька, с молочком? (Ответы детей).

- Пили березовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок, чтобы не испортить дерево? (Ответы детей).

- Ели много овощей. Каких? (Ответы детей).

- Картошки тогда не знали. Вместо нее в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках. Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных» дней было больше. В это время масла, яиц, молока, мяса не полагалось есть. Что же можно было есть? (Ответы детей).

- Давайте придумаем меню на постный день.

- В наши дни некоторые люди соблюдают пост. В определенные дни придерживаются строгой, постной диеты.

-Ребята, на столе лежат иллюстрации к различным сказкам, имеющим отношение к еде. Назовите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину.

- Как они называются? (Ответы детей).

- Что нового вы узнали из нашей беседы? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект познавательной беседы «Деревья нашего участка. Клён» с детьми подготовительной группыКонспект познавательной беседы «Деревья нашего участка. Клён» с детьми подготовительной группы Цель:расширить и углублять знания о растениях. Задачи:- расширить кругозор, воспитывать любознательность; - способствовать обобщению представлений.

Конспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группыКонспект познавательной беседы «Луна — спутник Земли» с детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги, как известно, дети проявляют большой интерес к планетам, к космосу. Нам удалось понаблюдать, и не раз, за луной в.

Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Цель: учить устанавливать связь морозной погоды и морозными.

Конспект познавательной беседы «Мы в космосе» для детей старшей группы Цель : расширять и углублять знания детей о космосе. Ход беседы:Звучит музыка»Космический океан». Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

«Станция «Новослободская». Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы к проекту «Московское метро»«Станция «Новослободская». Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы к проекту «Московское метро» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города на примере Московского метрополитена, развивать познавательный.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь» Вступление: 2018 год в России объявлен годом театра и я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшую беседу- прогулку по Театральной.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея» Вступление: Уважаемые коллеги, эта беседа и презентация возникли благодаря проекту «Посткроссинг». В самом первом своем письме ребята.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Людмила Руденко Задачи: 1. Закреплять знания детей о позвоночнике.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект познавательной беседы для детей старшей группы «Принимаем гостей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Прокопец Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект познавательной беседы для детей старшей группы «Принимаем гостей»
Опубликовано: 6 июля 2020 в 14:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД