Получи документы

Акварисование как метод арт-терапии

Галина Данилогорская
Акварисование как метод арт-терапии

Акварисование как метод арт-терапии

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов не на формирование у дошкольников ЗУНов, а, прежде всего, на развитие детей. И сейчас, как никогда, возрастает актуальность арт-терапевтического метода, суть которого заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные виды деятельности, используя различные материалы, играя, получают возможность выразить себя, выплеснуть отрицательные эмоции. В статье описан арт-терапевтический метод работы с детьми дошкольного возраста, его теоретические основы.

Публикация «Акварисование как метод арт-терапии» размещена в разделах

Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Сделать жизнь ребенка поддерживающей и развивающей, а не подавляющей и стрессогенной – цель взрослых. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребёнка – это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения развития и здоровья.

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей. Мы не учим детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

ЭБРУ

Эбру (от тур. ebri — воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).

Существуют различные версии происхождения техники эбру. Её родиной называют Китай, Японию, Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и другие страны. Так, примерно в XII веке в Японии существовало искусство суминагаши (яп. плавающие чернила).

В Турции техника рисования на воде появилась в VII веке. Но нынешнее название начали использовать только через три века. Турецкие мастера настолько овладели этой техникой, что помимо абстрактных и цветочных узоров могли создавать и реалистичные изображения.

На занятиях дети создают изображения красками на поверхности воды, а затем переносят его на те или иные поверхности. ЭБРУ — разновидность турецкого декоративно — оформительского искусства, но в последнее время техника ЭБРУ все чаще применяется в живописи. На воде выполняются портреты, пейзажи.

Нашей целью является формирование разносторонне развитой личности, мотивированной на познание и творчество. В процессе рисования дети учатся удерживать определённое положение корпуса, руки, регулируют размах, темп, силу нажима, доводят начатое доконца, поэтому такие занятия важны и при подготовке ребёнка к школьному обучению.

Как создать картинку на воде

Поверхностью для нанесения узоров служит вода. Но это не совсем обыкновенная жидкость из-под крана, да и краски потребуются специальные. Для рисования в технике эбру следует подготовить жидкость-основу, добавив в воду экстракт гевеи. Благодаря такой добавке вода станет вязкой и приобретет густоту, а капли краски, нанесенной на ее поверхность, не будут тонуть и смешиваться раньше времени.

Специальные краски для эбру изготавливают на основе особых минералов с добавлением бычьей желчи. Готовый рисунок представляет собой фантастический узор (абстракцию, который изначально вырисовывается из капель красок с помощью специальных гребней и тонких палочек.

Для рисования на воде вам потребуется следующий набор:

1) емкость с невысокими бортиками;

2) вода с загустителем,

3) набор красок;

4) шило, спица, деревянные шпажки, широкий гребень;

5) бумага

Если купить загуститель не представляется возможным, то дляразовых занятий подойдет самодельное средство из крахмала. Для этого следует развести его в теплой воде до состояния вязкогоклейстера.

1. Специальные краски для рисования по воде. Краски для искусства эбру изготовлены из натурального пигмента с добавлением бычьей желчи. По своей консистенции они достаточно жидкие и способны легко растекаться по поверхности.

Перед тем, как приступать к рисованию, лучше всего разлитьвзболтанные краски в отдельные мисочки. Наносить краску на воду следует с помощью кисточек либо шила – капли из пипеток или шприцев не растекутся по поверхности, а сразу погрузятся на дно емкости.

2. Емкость для воды с загустителем. В качестве емкости может быть использована любая посуда с бортиками. В готовый набор обычно помещают лотки формата А4, которые соответствуют площади обычного альбомного листа бумаги. Чем больше будет емкость по площади, тем больший рисунок у вас получится.

3. Приспособления для нанесения краски. Кисточки для эбру должны быть с твердой щетинкой (из конского волоса). Для нанесения каждого цвета следует использовать отдельную кисть, ведь краски нельзя смешивать. При нанесении капель красок касаться поверхности воды кисточкой не надо – следует дождаться, пока капелька капнет, либо самостоятельно сделать дополнительные брызги.

4. Специальные гребни. Эти инструменты для эбру представляют собой небольшие грабельки на деревянной или пластиковой основе с рядом параллельных иголок. С помощью таких гребней можно создавать фон либо симметричные узоры и орнаменты.

5. Шило (тонкая спица, с помощью которого в процессе рисованиявозможно вырисовывание отдельных элементов и деталей. После каждого прорисовывания следует вытирать рабочий кончик от краски, чтобы не допускать смешения оттенков.

6. Бумага необходима для того, чтобы сделать отпечаток нарисованной на воде картины. В продаже вы можете найти специальные грунтованные листы, но можно брать и обычную бумагу, предназначенную для принтеров. Единственное, что следует помнить – она не должна быть слишком плотной, иначеизображение может оказаться смазанным.

Пошаговый мастер-класс

1. Приготовьте раствор воды с загустителем, вылейте его в поддон (лоток). Разлейте краски различных цветов в мисочки. Приготовьте дополнительные инструменты (кисточки и шило).

Фон будущего рисунка сделайте следующим образом: наберите краску на кисточку и аккуратно разбрызгайте ее по поверхности воды. Если первые капельки начнут растворяться, то не стоит переживать, так как последующие брызги задержатся на поверхности. Для фона лучше всего использовать не более трех сочетаемых между собой оттенков, в противном случае основной рисунок не будет выразительным и затеряется в пестроте фона. Нанесенные капельки растяните с помощью гребня, придавая фону необычный орнамент.

2. После того, как будет готов фон, приступайте к нанесению основного рисунка. Для начинающих мастеров предлагается выполнить несложный рисунок цветка. Для этого обмакните шило в краску и легонько коснитесь поверхности воды, не опуская кончик слишком глубоко. У вас должен получиться небольшой кружок. Если хотите картинку большего размера, то коснитесь обмакнутым шилом в краску еще раз в ту же точку. Затем поверх предыдущей кляксы сделайте аналогичное пятно, но другим цветом. В дальнейшем, касаясь краев внутреннего круга, тяните шило наружу, прорисовывая лепестки цветка.

3. После того, как будет прорисован основной рисунок, можно приступать к перенесению картинки на бумажную основу. Аккуратно и равномерно приложив лист к поверхности жидкости, подождите буквально 10-15 секунд, чтобы картинка смогла прилипнуть к бумаге. Затем медленно достаньте лист с картинкой из лотка, как бы перетаскивая ее через бортик.

4. Лист с картинкой разложите на ровной поверхности и оставьте для просыхания. После того, как ваше творение полностью высохнет, его можно поместить в рамку и повесить на стену.

Техника Эбру рекомендована для использования в ДОУ и специализированных учебных заведениях. Все используемые материалы экологически безопасны и имеют натуральную основу.

Публикации по теме:

«Проектный метод в детском саду» В современном мире, когда появляются новые технологии, направления в образовании педагогам трудно выбрать наиболее эффективные средства.

Фотоочерк «Арт-терапия — моё увлечение» ко Дню арт-терапии на МAAMФотоочерк «Арт-терапия — моё увлечение» ко Дню арт-терапии на МAAM Фотоотчет «Арт–терапия — моё увлечение» ко дню арт-терапии на МААМ. Современные раскраски для взрослых уже окрестили новой арт-терапией.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Календарно-тематическое планирование по арт-терапии .

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленностиМетод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Занятие с использованием арт-терапии «Веселые котята» Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Развивать способность детей к образному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Акварисование как метод арт-терапии (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Данилогорская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Акварисование как метод арт-терапии
Опубликовано: 21 августа 2021 в 15:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД