Папки-передвижки

Актуальные проблемы развития одаренности у школьников

Юлия Гриненко
Актуальные проблемы развития одаренности у школьников

Актуальные проблемы развития одаренности у школьников

Гордиенко Лиана Евгеньевна, Гриненко Юлия Валериевна, Шаповаленко Валентина Николаевна

воспитатели дошкольных групп, МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП», дошкольное образование

Жизнь не стоит на месте. Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём знаний, мыслить неординарно, креативно, находить правильное решение в непредвиденных ситуациях, нестандартно решать поставленные задачи. Всем этим требованиям в полной мере отвечают одаренные дети.

Публикация «Актуальные проблемы развития одаренности у школьников» размещена в разделах

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни, качества психики, которое определяет возможность движения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проблема одаренности давно волновала умы ученых. Так, по инициативе неравнодушных педагогов и психологов, еще в двадцатом веке был создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого вошли представители двадцати трех государств. В настоящее время пятьдесят пять стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основными задачами совета является решение вопросов по изучению одаренных и талантливых детей и создание специальных программ для развития таких детей.

Прежде в нашей стране уделялось мало внимания вопросу детской одаренности. Так как, в соответствии с идеологией, считалось, что все дети равны, и нет причины выделять особо способных детей. И только с развитием демократии в нашем обществе проблема развития одаренности у детей стала вызывать интерес и необходимость поиска ее решения.

Большой вклад в развитие отечественной психологии по проблеме одаренности детей внесли разработки Л. С. Выготского, Н. С. Лейтеса, Ю. Д. Бабаевой, Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленского, В. Д. Шадрикова.

Количество одаренных детей с каждым годов возрастает, это показывают исследования отечественных психологов. Поэтому Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает систему поиска и талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В Белгородской области на основе Федеральной целевой программы «Дети России» реализуется целевая программа «Дети Белгородчины», подпрограмма «Одарённые дети», в которой указаны направления работы педагогов по выявлению одаренных детей, их творческого развития.

Ранее выявление, обучение и воспитание, развитие одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Введение Федерального образовательного стандарта дошкольного образования способствует созданию условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями обеспечивает развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, с взрослыми и с окружающим миром.

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период для развития познавательных и творческих способностей детей. Каждый ребенок уникален, и каждый ребенок имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей ребенка, создать ему условия для развития его таланта, содействовать реализации одаренности. Еще Генрих Нейгауз говорил, что нельзя создавать таланты, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты. А педагоги являются теми «садовниками», которые готовят эту благодатную «почву» для роста и развития одаренных детей.

Ученые выявляют несколько видов одаренности : интеллектуальная одаренность, академическая, художественная, организаторская, психомоторная.

Как говорит нам статистика, двадцать процентов детей в России являются потенциально одаренными, но их нах лишь малый процент становится талантливыми, а все только потому, что остальные дети не получили поддержки со стороны взрослых для развития своих способностей. Важно, что педагог обратил внимание на такого ребенка, ведь признаки одаренности проявляются в повседневной жизни детей, и могут быть замечены во время наблюдения за деятельностью ребенка. Одаренные дети – это особая категория детей, отличающихся своей ранимостью, непредсказуемостью идей, умозаключений, оригинальностью мышления. Это требует от педагога повышенного внимания к обучению и воспитанию одаренных детей, накладывает большую долю ответственности.

Цель работы педагога с одаренными детьми :

- выявление одаренных детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей;

Задачи работы с одаренными детьми :

- знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдении, диагностики;

- проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, викторин, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную деятельность.

Признаки одарённости : ребенок быстро усваивает новое и успешно выполняет порученное ему задание; применяет, а иногда сам изобретает новые способы решения поставленных задач, экспериментирует; высокая устойчивость внимания, манера деятельности отличается индивидуальностью; хорошо развита речь; любознательность, пытливость; стремление к совершенству; оригинальность мышления; очень хорошая память; большой объём знаний (по сравнению со сверстниками); стремление к самостоятельности.

Обычно у одаренных детей отличная память, основанная на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Они прекрасно умеют классифицировать полученную информацию и уже имеющийся и них опыт, способны активно принимать накопленные знания. У таких детей имеется большой словарный запас, они умеют строить сложные синтаксические конструкции, задают много вопросов на различные темы. У одаренных детей часто наблюдается повышенная концентрация внимания, упорство в достижении цели. Все эти прекрасные качества одаренных детей необходимо всячески поддерживать и развивать. Из-за своей природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети остро ощущают потребность во внимании со стороны взрослого. Проявление необычных способностей одаренных детей активно начинается уже в дошкольном детстве. Сначала их развитию помогают различные игры, затем учебная и трудовая деятельность.

Но у одаренных детей часто встречаются и различного рода проблемы. Это: неприязнь к детскому саду (программы детского сада не соответствуют их способностям и скучны для них); несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одаренные дети предпочитают дружить с более старшими детьми, из-за этого им бывает трудно стать лидерами); игровые интересы (одаренных детей привлекают более сложные интеллектуальные игры, им не нравятся те игры, в которые играют их сверстники); одаренные дети не поддерживают стандартные требования.

Причины проблем одаренных детей : стремление к совершенству (они не остановятся, пока не достигнут высшей ступени); ощущение неуязвимости (часто недовольны собой, низкая самооценка); нереалистические цели (стремление к совершенству); сверхчувствительность (гиперактивность, впечатлительность); потребность во внимании взрослых (возникает ревность со стороны других детей); нетерпимость (иногда проявляют презрение, осуждение к менее интеллектуально развитым людям).

Педагогический коллектив дошкольных групп МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» в течение нескольких лет ведет целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в разных видах деятельности.

Для выявление и развития одаренных детей в дошкольных группах создана разнообразная предметно-развивающая среда, действуют кружки по интересам: театральный кружок «Гномики», музыкальный кружок «Веселые звуки», интеллектуальный кружок «Шашки», кружки английского и немецкого языков, кружок рисования «Разноцветная кисточка», кружок «Умелые ручки», кружок аэробики.

Одной из форм поддержки одаренных детей является система творческих конкурсов.

Педагоги дошкольных групп проводят с детьми различные конкурсы («Алло, мы ищем таланты», «КВН», «Зов джунглей», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», конкурсы рисунков, выставки детского творчества, музыкальные развлечения, спортивные соревнования, викторины, интеллектуальные игры, театрализованные представления. Дети, по руководством воспитателей, занимаются экспериментированием, разрабатывают исследовательские проекты («Полезно ли мороженое?», «Зачем человеку нос?», «Кто живет у нас в лесу?», «Что нам осень принесла?», «Почему желтеют и опадают листья?» и др.) каждый год воспитанники групп принимают активное участие в муниципальном этапе регионального фестиваля «Мозаика детства» в номинации «Интеллектуальный конкурс «Умное поколение-интеллект 0+», в муниципальном конкурсу детских талантов «Семицветик» и неизменно занимают призовые места.

Одной из актуальным проблем развития одаренных детей является повышение информационной компетентности родителей. Наши педагоги знакомят родителей с понятием «детская одаренность» объясняют родителям необходимость развития детских способностей. Родители откликаются, стараются больше общаться со своими детьми, посещают занятия развивающего характера в «Центре детского творчества», принимают активное участие в жизни дошкольных групп. Это создает благоприятную психологическую базу для развития творческих способностей детей.

Ведь только в результате ежедневной кропотливой совместной работы педагогов и родителей можно вырастить новое поколение успешных одаренных детей, которые в будущем послужат развитию и процветанию нашего государства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.

2. Ковалькова О. Н. Одаренность : проблемы, испытания. – М., Академия, 2010.

3. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. – М., 1992.

4. Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М., 2010.

5. Семянникова Ю. П. Выявление и развитие одаренных детей. - М., Педагогика, 2003.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Плавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителейПлавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителей Инструктор по физической культуре Листенина Мария Александровна. Место работы ГБПОУ МИК дошкольное отделение "Радуга".Плавание. Актуальные.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы развития одаренности у школьников
Опубликовано: 2 августа 2022 в 15:26
+8Карма+ Голосовать

Публикация Актуальные проблемы развития одаренности у школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Гриненко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД