МААМ-картинки

Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов

Ольга Алексеевна Чемарова
Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов

Ввeдeние

Образование при метапредметном подходе в обучении понимается буквально как образовывание человека – озидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Принципиальное отличие данного ориентира от развивающего обучения заключается в том, что цель развивающего обучения–развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности; а цель обучения «научной школы» – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.

Публикация «Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов» размещена в разделах

«Мета»означает «стоящее за», «через», «над», всеобщее, интегрирующее.

Метапредметный подход связывает понятия: метапредметное обучение, метапредметность, метадеятельность, метаурок, метазнания, метаспособы, метаумения.

Метапредметное содержание включает в себя:

- реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;

- общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;

- общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;

- ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.

Метапредметное содержание проходит сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, и объединять их в единое, целостное содержание.

2. Методика организации и проведения метапредметных занятий в начальной школе

Метапредметные технологии

Использование метапредметного подхода возможно через ведение метапредмета, проведение метауроков, во внекласнной работе (участие в дистанционных эвристических олимпиадах, построение учебного содержания вокруг метатем, осуществляя метапредметную связь в предмете.

Предложенный опыт работы рассматривает использование элементов метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов в начальной школе, а именно построение урока с использованием элементов метапредметных технологий :

Построение учебного содержания части уроков вокруг метатем : «Определение и понятие», «Рисунок и схема», «Знание и информация», «Цель и задача», «Роль и позиция», «Модель и способ», «Содержание и форма», «Знание и незнание», «Порядок и хаос», «Изменение и развитие», «Простое и сложное» и т. д.

Использование метапретметных связей на уроках, построенных вокруг фундаментальных образовательных объектов, например:

- природные объекты (вода, воздух, огонь, земля, конкретные животные и растения, Солнце и др.);

- объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства, орудия труда и быта, конкретные традиции и явления культуры);

- социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).

Понятия числа, знака, буквы, звука, слова; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека, модели, идеализации, схемы, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первоединым основам.

Как построить и провести учебное «метапредметное» занятие? В чем особенности урока с использование элементов метапредметных технологий :

- это интегрированное занятие;

- деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;

- содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т. д. ;

- системная работа со способом : если ученик освоил решение задач в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но построенной на материале окружающего;

- вдумчивая работа с понятием;

- ориентация на развитие базовых способностей : мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия;

- методические приёмы и соответствующие им формы : неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.

Хочу привести в пример структуру урока с использование элементов метапредметных технологий, составленную и предложенную А. Хуторским:

- Мобилизующий этап: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Образовательная напряженность.

- Целеполагание: формулирование учащимися целей урока по схеме «вспомнить – узнать – уметь». Уточнение образовательного объекта.

- Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.

- Коммуникация. Конкретизация задания. Решение учебной ситуации.

- Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции.

- Работа с культурно-историческими аналогами.

- Рефлексия: осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Основная деятельность учителя прослеживается в данном случае не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценировании урока.

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. Существуют различные виды метапредметов : «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета — «Знание»формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей : мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.

Я согласна с Бернардом Шоу, который высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”

Для того,чтобы эта деятельность была эффективнее, я постоянно ищу эффективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы проблемности, поиска, исследования.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною подобран оптимальный комплекс образовательных педагогических технологий.

Групповые технологии обучения :

Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т. д. Для успешной работы для себя выделяю, по крайней мере, три группы учащихся :

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2-я группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.

Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.

Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня становятся информационно-коммуникативные технологии.

Технологии проектирования позволяют усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Технология «Диалога культур» Эта технология представляет собой диалог, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т. е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, диалог позволяет учителю приблизиться к решению задач современного школьного образования, как обучающих и развивающих, так и воспитательных.

Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:

- способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;

- навыки структуризации и классификации поступающей информации;

- приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности. Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.

2.2. Метапредметный урок (требования, признаки, из опыта работы)

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. И вы, наверное, со мной согласитесь, что самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь.

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.

Метапредметный урок – это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

Признаки метапредметного урока :

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т. д.) учебная деятельность обучающихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт обучающегося.

В пример хочу привести фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное». Цель урока:

Метапредметная : расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением.

Предметная: обобщение знаний обучающихся об имени существительном.

Метапредметные задачи : развитие универсальных учебных действий обучающихся, решение учебной проблемы (интеграция с предметом "Изобразительное искусство").

- Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные УУД)

-Приведите примеры имён существительных в названии картин, изображениях.

Работа с источниками информации (со словарём) :

учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:

-Кто знает, что такое пейзаж? Сани?

Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение" :

- Какие литературные произведения о зиме вы знаете? Кто их автор?

- Знаете ли вы произведения Александра Строкина о зиме? А. Строкин –поэт из села Кошки (Книга «Кондурчинское раздолье» Показ). Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Что же это такое «Метапредметность»? Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносим мы эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

- что я делаю? (предмет деятельности);

- для чего я это делаю? (какова цель);

- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

- какой это дает результат?

- за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего, я работаю на результат. На уроках я реализую данный подход в создании метапредметной ситуации. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащихся границу между знанием и незнанием. Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить ситуация неопределенности, например:

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2+5*3=21

2+5*3=17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2+5)*3=21

2+5*3=17

На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций: информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне, коммуникативной (работа в группах по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования.

Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

По словам кандидата философских наук, заместителя директора НИИ ИСРОО Н. В. Громыко – целью матапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, созданий условий для активизации мыслительной деятельности и проведении анализа составляющих этого процесса.

Опыт работы показывает, что дети часто теряют интерес к обучению. Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся начальных классов, я ставлю своей главной задачей – повышение мотивации учащихся к учению.

Огромное поле деятельности для матапредметного подхода и создания метапредметной ситуации служит проектная деятельность.

Так, на уроке математики в 4 классе при повторении темы «Решение задач способом уравнения» мы не только решали уравнения и задачи, но и при выполнении определенных заданий узнали о книге рекордов Гиннеса и попытались создать свою в классе; изучая во 2 классе геометрический материал о прямоугольниках и квадратах, работали над проектом «Оригами» и изготавливали различных животных в технике «Оригами». Такая работа активизирует учащихся и делает урок живым, результативным.

В 1-4 классах есть диски для уроков русского языка, математики, окружающего мира. Так, например, в 1 классе для уроков обучения грамоты есть диски : с мультфильмами, с героями сказок, играми, картинками для составления рассказов. И всё это для каждого урока. При работе в прописях также используются метапредметные связи с рисованием, литературным чтением, например, встречаются, знакомятся с героями сказок, раскрашивают их. На уроках окружающего мира кроме использования ИКТ,часто бываем на природе, знакомимся с живой и неживой природой.

Заключение

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Можете ли вы ответить на вопрос: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даё т великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в IX веке К. Д. Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения. Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни?

Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда. в голове ученика - ветер, но.

Если ветер, если ветер

В голове ученика,

Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной «скрепкой» или «клеем» является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания. Какова же роль метапредметных технологий в образовании?

Метапредметные образовательные ресурсы предполагают, что обучающиеся получат возможность развития :

- использования умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

- использования основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умения генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умения определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использования различных источников для получения информации, понимания зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Применение на уроках метапредметного подхода способствует :

- развитию чувства собственного достоинства;

- снижению уровня агрессивности;

- повышению уровня рефлексии и самосознания;

- росту познавательной активности и познавательных интересов;

- повышению уровня понимания и принятия другого человека;

- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;

- личностному росту, росту креативности.

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.

И, в заключении хочется привести следующие слова: «Школу можно уподобить скрипке, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».

Литература:

1. Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В «Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий». – М, 2008.

2. Громыко Ю. В. «Мыследеятельностная педагогика: теоретико–практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства». — Минск, 2000.

3. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя» / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

4. Лебедев О. Е. «Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии» — 2004.

5. Хуторской А. В. «Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие». — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

6. Климонова, Г. Н. «Опыт организации групповой работы на уроках». –

7. Краевский, В. В. ; Хуторской, А. В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах» / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – Педагогика. – 2003. – №2.

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответамиЛитературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Сценарий спортивного мероприятия «Веселые старты» для учащихся начальных классов Тема спортивного мероприятия: «Веселые старты» для учащихся начальных классов. Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: - привлечение.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

Тема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классовТема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классов ель: создание условий для знакомства с новым видом объемной аппликации из салфеток. Задачи урока: 1. Способствовать изучению технологии.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Библиотека изображений:

Публикация Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Алексеевна Чемарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активные методы обучения как способ формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 11:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД