Лучший педагог года

Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания

котликова наталья
Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания

Аннотация: в статье освещается проблема развития познавательных интересов у дошкольников в процессе экологического воспитания.

Ключевые слова: экология, экологическое сознание.

На сегодняшний день экологическое воспитание заслуживает особого внимания. Обусловлено это тем, что ввиду губительных для природы результатов жизнедеятельности человека нарушается экологическое равновесие.

Публикация «Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания» размещена в разделах

В условиях современного дошкольного образования одним из основных является направление экологического воспитания подрастающего поколения. При этом повышенное внимание уделяется методам и средствам, способным вызвать в детях заинтересованность к проблемам экологии, которые побуждают к бережному отношению к окружающему миру и любви к природе. Ведь давно известно, что знания, которые ребенок получил в дошкольном возрасте, являются опорными и останутся на всю жизнь.

ФГОС трактует понятие экологического воспитания как непрерывное развитие детей, сопряженное с формированием у них экологической культуры. В период дошкольного детства как раз закладываются основы мировоззрения и познания окружающего мира.

Закреплению полученных теоретических знаний способствует проявление заботы о животных (к примеру, о птицах на участке, уход растениями (комнатными, на клумбе, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на сохранность экологической обстановки. Результатом систематической работы является получение личного опыта по взаимоотношению с окружающим миром и развитие творческой, зиждительной деятельности в природе.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования, мы используем следующие методы по экологическому воспитанию : коллективные, групповые и индивидуальные. К коллективным относятся проведение экологических праздников («Наша природа», «Осень», «Весна пришла», «Зимовье» и пр., организация трудовой деятельности, направленной на благоустройство территории ДОУ. Групповые представлены экскурсиями, исследованиями, разработкой экологических проектов. В индивидуальных дети участвуют в конкурсах, проводят экологические опыты, изготавливают поделки на тему природы.

Создать благоприятную экологическую среду в группе – задача не легкая, но важная для педагога. Пребывание в центре по уходу за комнатными растениями, организованной в группе, участие в оформлении клумбы на участке, наблюдение за птицами или насекомыми – это не просто важные аспекты экологического образования, это источники вдохновения, пробуждающие познавательные интересы. Все эти методы и приёмы за счет своей яркости и многообразия дают возможность детям получить впечатления и эмоции от взаимодействия с природой, оставляют неизгладимый след в их душах, стимулируют их любопытство.

Без примера со стороны взрослых, без любви и бережного отношения к природе экологическое воспитание просто невозможно. Поэтому так важно тесно сотрудничать с родителями воспитанников. В работе с родительской общественностью мы пользуемся анкетированием, которое показывает уровень экологической компетенции каждой отдельной семьи, проводим групповые беседы, просим выполнить совместные с детьми домашние задания, принять участие в созидательной деятельности на участках ДОУ и прилегающей территории.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что познавательный интерес лежит в основе формирования экологической культуры и сознания у подрастающего поколения. Поэтому педагогам так важно ответственно подойти к выбору содержания экологического воспитания детей.

Список информационных ресурсов

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/ Д : Феникс, 1996.

2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М. : АРКТИ, 2004. - 320с.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:

Публикация Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем котликова наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания
Опубликовано: 30 августа 2023 в 18:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД