Папки-передвижки

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Маргарита Ильяшенко
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Агрессивность – является неоднозначным термином и трактуется в различных вариантах. Часто этот термин заменяют на понятие «агрессия». Однако «агрессивность» и «агрессия» по своей сути отличаются.

Термин «агрессивность» употребляется в широком смысле и имеет несколько вариантов определений. Агрессивность нередко заменяют термином «агрессия», поэтому необходимо уточнить смысл обоих понятий, так как их природа и сущность имеют некоторые различия.

Публикация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Понятие «агрессия» рассматривается как активное действие (поведение, которое может быть как враждебным, так и доброжелательным. Со времеенм это понятие стали рассматривать как деструктивное поведение, направленное на достижение своих целей через причинение вреда насильственными действиями в отношении одушевленных и неодушевленных объектов. Ущерб может быть физическим или психологическим (психологический дискомфорт в виде страха, подавленности и другое).

Под агрессивностью понимается черта личность, ее склонность к действиям, которые причиняют вред и ущерб, по сути это способность к агрессивному поведению.

В работах Р. С. Немова агрессивность выражается во враждебности, направленной на других с целью причинения вреда.

Л. М. Семенюк в своих исследованиях описывает агрессивность, используя качественную и количественную характеристики, объясняя это тем, что агрессивность может быть выражена по-разному. Степень ее выраженности, по мнению автора, может быть выражена от отсутствия агрессивности до максимального его развития. Следовательно, агрессивность присуща каждой личности, но степень ее выраженности различна. В случае отсутствия агрессивности приводит к пассивности, отсутствию индивидуальности, а при чрезмерной выраженности детерминируется весь облик человека

По мнению М. Кляйна агрессивность необходима для активной жизни. Автор утверждает, что агрессивность как черта личности присуща лидерам и выражается в настойчивости в преодолении препятствий, упорстве в достижении целей, инициативности и т. п

С точки зрения А. А. Реана в некоторых случаях агрессивность является адаптивным свойством, позволяющим избавляться от тревожности и фрустрации, которые сопровождаются гневом, раздражением, злостью, возмущением, отчаянием.

Анализируя понятие «агрессивность», Н. Д. Левитов и О. М. Шабалин выделили познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного поведения.

Агрессивность может проявляться в раннем возрасте в виде реакций протеста, выражения своих желаний и т. п. В этом возрасте дети не дают себе отчет в правомерности своих действий, не осознают своих поступков и их последствий. Эмоциональный компонент агрессивного поведения проявляется в виде аффектов (ярости, раздражения и гнева) на фоне слабого самоконтроля. Познавательный компонент выступает в роли ориентировки человека в социальных условиях и в своих личностных особенностях. Волевой компонент проявляется в том, что человек способен управлять своими состояниями и агрессивными порывами, а не подавлять непосредственно агрессию.

Часто от родителей дошкольников можно услышать такие высказывания в адрес своего ребенка: «У меня был замечательный ребенок: тихий, скромный, никогда не издевался, дружил с детьми. А теперь вроде заменили. Дома не слушает, только жалобы из детского сада. Ссорится, дразнит, педагогов не слушается, груб. А иногда без всякой причины заплачет, его не остановить!» Такие жалобы дошкольников имеют конкретную основу.

В дошкольном возрасте с большой силой выражаются новые потребности.

1) Прежде всего, это потребность в движении. Быстрый физический рост и расширение спектра движений приводит к тому, что ребенок становится активный, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Об этом ребенке (живущем в период повышенной физической активности) можно услышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, что он готов «стоять на ушах» двадцать четыре часа в сутки! ". Родители и педагоги вынуждены принудительно ограничивать физическую активность ребенка. И его реакция на любое ограничение - гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часто выражается в конфликте ребенка со взрослыми: вспышках раздражения, протеста, неповиновении.

2) Еще одной потребностью ребенка в этом возрасте является стремление к самостоятельности и независимости. Он испытывает желание все делать сам, без посторонней помощи. В данном случае агрессия – это протест против опеки над ним. Если взрослые настаивают на том, что необходимо делать только то что они считают правильным у ребенка возникают раздражение, гнев и другие виды деструктивного поведения.

3) Немало важной является потребность ребенка в общении со сверстниками. Сама способность к общению выражается в желании вступать в контакт, стремлении организовать общение, в знании норм общения.

Если эта способность не сформирована, если и ребенок не может вступать в конструктивное взаимодействие со сверстниками с помощью адекватных средств общения, но при этом имеет желание быть лидером в группе, то он использует агрессию для достижения высокого положения в своей группе. Дети в этом возрасте не всегда могут выразить свои чувства приемлемым способом, поэтому накопившееся внутреннее напряжение он выражает через протест, бунт, неповиновение. Отрицательные чувства так же естественны, как и положительные, и они также требуют выражения. Если этого не происходит, то эти чувства направлены на самих себя (болезнь, членовредительство и т. д.)

Таким образом, агрессия может возникнуть в двух случаях:

- как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.

- как «заученное» поведение, когда ребенок действует агрессивно, следуя образцу поведения своих родителей, других значимых для него лиц, литературных или киногероев. Уже в отчаянном крике малыша легко распознать гнев и возмущение. Причина проста: ребенку что-то не позволяют или отказывают в чем-то, что его раздражает. В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые проявляются у ребенка с той же силой, что и у взрослого человека. Однако пройдет немного времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять свои потребности или откладывать и откладывать их удовлетворение, как это делают пожилые люди.

Причины агрессии

Существует множество теоретических решений, связанных с происхождением и механизмом протекания агрессивного поведения. Среди причин, способствующих возникновению агрессии, можно выделить биологические факторы. В основном это неврологический и химический дисбаланс организма. Важную роль может сыграть фактор, связанный с темпераментом ребенка. Гиперактивные дети суетливы, быстро реагируют, чаще вырабатывают и увековечивают агрессивные паттерны реакции, чем дети низкого уровня реактивности. Однако следует отметить, что факторы, связанные с темпераментом ребенка, имеют второстепенное значение для возникновения агрессивных паттернов поведения.

Семья-это ключевая сфера, в которой происходит процесс социализации детей. Это фундаментальная ячейка жизни общества. Она оказывает глубокое воздействие на ребенка с момента рождения, поэтому является специфическим местом для приобретения опыта перед фактическим вступлением в социальную жизнь. По мнению многих ученые, часто именно родители виноваты в негативном поведении своих детей.

Отсутствие отца, супружеские разногласия, депрессивная мать, раздражающие родители, неблагоприятные экономические условия семьи, многочисленная семья относятся к числу факторов, ответственных за агрессивное поведение детей.

Некоторые из факторов, которые могут способствовать агрессивному поведению детей, также могут быть результатом их агрессии. Наличие агрессивного, трудного ребенка может быть достаточной причиной для того, чтобы родители стали раздражительными. В плохо функционирующих семьях может наблюдаться тенденция к тому, что родители пренебрегают детьми. Это может вызвать чувство неполноценности и снижение самооценки. Для того чтобы компенсировать неприятные эмоции, ребенок ищет уважения к себе, доминируя в основном над младшими и слабыми детьми.

По мнению Е. Моревой причинами агрессии, присущей семье, являются родительские наказания, то есть запреты, приказы, использование угроз и криков, а также телесные наказания, включающие в себя жестокое обращение и побои.

Другая причина, указанная Я. М. Волинской - это нарушение родительского взаимодействие с детьми. Чем раньше происходит такое вмешательство, тем более травматичным оно становится, и таким образом в их взаимные отношения вводится принцип общей негативности. К таким нарушениям относятся: отсутствие зрительного контакта, осязания, слабая чувствительность к потребностям ребенка, низкая терпимость к его плачу и строгая дисциплина. Еще одна причина - страх и чувство одиночества, которое вызывает чувство эмоционального отвержения и нарушает чувство безопасности ребенка. Чтобы уменьшить его, ребенок ведет себя так, чтобы сосредоточить внимание родителя на себе. Внимание на самом деле является синонимом любви к людям, которых мы любим.

Дети, которые не способны критически относиться к содержанию, показываемому в средствах массовой информации, могут быть особенно уязвимы для манипуляции со стороны недобросовестных разработчиков. Насилие в СМИ влияет на агрессивные наклонности юных зрителей, особенно если насилие выступает как то, что обеспечивает успех или не ведет к наказанию, или не вызывает боли или травмы. Насилие в СМИ может привести к долгосрочным агрессивным тенденциям.

По мнению А. Адлера одной из причин возникновения агрессии является возникшее стремление к преодолению чувства неполноценности, из-за которого ребёнок довольно долго переживает. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми, т. е. над взрослыми. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребёнка, которые унижают его, показывая своё превосходство над ним, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

Согласно многочисленным исследованиям И. А. Фурманова, О. В. Чижова, С. Ю. Калинина Л. Берковец, Г. Бреслав, проявления детской агрессии - одна из самых распространенных форм поведения, с которой приходится иметь дело не только врачам, педагогам и психологам, но и обществу в целом. Как отмечает Г. Бреслав, причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными:

1) ухудшение социальных условий жизни детей;

2) кризис семейного воспитания;

3) невнимание педагогов и психологов к нервно-психическому состоянию детей;

4) увеличение доли патологических родов с последствиями в виде поражения головного мозга ребенка».

Агрессия происходит не потому, что дети запрограммированы реагировать на мир враждебно. Все мы способны вести себя агрессивно. Делаем мы это или нет, зависит от того, как мы воспринимаем мир.

Агрессивные тенденции формируются условиями окружающей среды под давлением, угрозами, возможностями и последствиями, которые испытывают дети. Изменяя эти условия, мы можем улучшить поведение и изменить ход развития.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.

Фотоотчет «Безопасное поведение на улице»Фотоотчет «Безопасное поведение на улице» Самый лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Моё приоритетное направление.

Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах»Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах» Одной из актуальных задач работы с детьми дошкольного возраста является формирование основ безопасности на дорогах. К сожалению, несоблюдение.

Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Конспект по Правилам дорожного движения «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков.

Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка»Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка» " Родители и Педагоги! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение»Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение» Бывает, что мы часто наблюдаем в дошкольном учреждении или в общественных местах, когда ребёнок демонстрирует социально неприемлемое.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года» Мною разработан и внедрен в практику работы проект на тему «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года». Проект является краткосрочным:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Агрессивное поведение детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Ильяшенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 августа 2023 в 10:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД