МААМ-картинки

Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида

Анна Божога
Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 2

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 4

1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы. 4

1.4. Планируемые результаты освоения Программы. 5

1.5. Характеристика детей с диагнозом афония. 9

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления. 9

1.6. Характеристика особенностей развития Серегиной Арины. 10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 14

Публикация «Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида» размещена в разделах

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент). 14

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи. 16

2.3. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы. 17

2.4. Основные формы взаимодействия с семьей 18

2.5. Комплексно-тематическое планирование. 19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 22

3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с речевым нарушением. 22

3.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 24

3.3 Программно-методическое оснащение. 25

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка с НР дошкольного возраста.

Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок».

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.

Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает :

• осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальных возможностей;

• возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка - инвалида с НР в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

- Основная образовательной программа дошкольного образования МБДОУ Д/с «Теремок»

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Л. Б. Баряева, Т. В.

Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. Программа обеспечивает психолого-педагогическую помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребенка с НР;

- развития позитивных качеств личности;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с нарушениями речи.

Задачи:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие языковой системы (пассивный и активный словарь) и произносительной стороны речи.

3. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).

4. Развитие психических процессов.

1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы.

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество организации с семьей;

6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).

9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка

10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.

Виды образовательной деятельности Планируемые результаты

Речевое развитие Узнает по словесному описанию знакомые предметы. Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, некоторых простых предлогов. Понимает и использует в речи обобщающие слова по изучаемым лексическим темам. Различает и употребляет в речи существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

«Оречевляет» игровую ситуацию.

Составляет предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке. Правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих звуков.

Повторяет предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Социально коммуникативное развитие Активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

- способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других;

- способен договариваться, разрешать конфликты;

- умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.

Познавательное развитие Осваивает конструирование из бумаги и природного материала.

Занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (10–15 минут).

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно.

Использует конструктивные умения в ролевых играх.

Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков.

Осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.

Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения : контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Действует по правилу или по инструкции в предметно практических и игровых ситуациях.

Распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда).

Художественно

эстетическое развитие Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 10—15 минут; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Физическое развитие Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности.

1.5. Характеристика детей с диагнозом афония.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений - от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны : заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является афония. Афония – это полное отсутствие голоса.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент).

Область

Задача

Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе

Художественно

эстетическое развитие Работать над восприятием художественной литературы, над развитием восприятием музыки, над голосом.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику, чувство ритма.

Обучать правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках).

Речевое развитие Развивать произносительную сторону речи, фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, умение составлять рассказ по картинке и серии сюжетных картинок (3 шт) с опорой на наглядность, умение отвечать верно полно и кратко на поставленный вопрос.

Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу. Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность. Развитие математических представлений.

Социально-

коммуникативное развитие Развивать игровую деятельность ребё нка:

- вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры;

- способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры ребёнка;

- развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.

Развивать умения делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности:

- стимулировать эмоциональносодержательное общение ребёнка со сверстниками;

- создавать условия для включения ребёнка в ситуативно-деловое общение со сверстниками в разных видах деятельности;

- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам;

- развивать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Развивать интерес к сверстникам через:

- развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них (посредством художественных произведений);

- развитие умения учитывать и понимать позицию партнёра, через развитие режиссёрской игры ребёнка.

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи.

Логопедическое заключение: Афония

Цель работы: коррекция дыхания, улучшение артикуляции, и совершенствование речи.

Индивидуальные коррекционно-логопедические занятия :

1. Коррекция голоса

• Улучшение артикуляции.

Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

2. Коррекция произносительной стороны речи.

• Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

• Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

Коррекция звукопроизношения.

3. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

• Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

4. Развитие словаря.

• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

5. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).

2.5. Комплексно-тематическое планирование.

Месяц Неделя Содержание работы

Сентябрь 1-ая Упражнения по коррекции дыхания и активизации мышц гортани. (Дутье в губную гармошку, на вату, надувание резиновых игрушек).

2-ая

3-ья

4-ая

Октябрь 1-ая Упражнения для активизация небной занавески: вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка;

- поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.

- при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).

- быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2-ая

3-ья

4-ая

Ноябрь 1-ая Гимнастика мягкого неба: покашливание;

зевание; глотание воды небольшими порциями; имитация полоскания рта.

2-ая

3-ья

4-ая

Декабрь 1-ая Упражнения для расслабления голосовых складок: одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

2-ая

3-ья

4-ая

Январь 1-ая Гимнастика нижней челюсти: открывание и закрывание рта, имитация жевания.

2-ая

3-ья Гимнастика нижней челюсти: открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А], вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

4-ая

Февраль 1-ая Артикуляционные упражнения (на шепоте) для коррекции дефектных или отсутствующих звуков речи.

2-ая

3-ья Усложнение артикуляционных упражнений с произнесением гласных, согласных, слогов на выдохе, но беззвучно.

4-ая

Март 1-ая Артикуляционные упражнения с сочетанием дыхательных движений и произнесением звуков на выдохе.

2-ая

3-ья Длительное произнесение гласных звуков.

4-ая

Апрель 1-ая Вызывание голоса с произнесения звука [ж], затем сочетать с гласными [у], [о], [а] в прямых и обратных слогах, коротко, медленно. Звук должен получаться без напряжения на низких нотах.

2-ая

3-ья

4-ая

Май 1-ая Произношение короткого и длинного звука [У] – [У…У…У…У…У…У]

2-ая Для увеличения силы голоса, его звонкости и диапазона звучания к полученному звуку [м] присоединяется гласный звук [у], т. е. на выдохе произносится прямой слог му.

3-ья Произношение слогов со звуком [о]. При этом создаются благоприятные анатомо-физиологические условия: импеданс ротоглоточного резонатора большой, голосовые складки активны, сила голоса значительна. Гортань занимает низкое положение

4-ая Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих взрывные согласные [к], [т], [п] с гласными [у], [а] в прямых и обратных слогах.

Июнь 1-ая Произношение согласных [ф], [с], [х] в сочетании с [у]

2-ая Произношение звонких согласных [в], [з], [ж] в сочетании с гласными.

3-ья Произношение взрывных звонких согласных [б], [д], [г] в сочетании с гласными.

4-ая Произношение шипящих гласных [ш], [щ], [ч] в сочетании с гласными.

Июль 1-ая Произношение согласных звуков в сочетании с гласными.

2-ая

3-ья

4-ая

Август 1-ая Укрепление силы, высоты и тембра голоса.

Произношение двух гласных звука: [а] — [у], затем два сочетания: [ау]—[уа], [уо]—[оу], [оа]—[ао], [уи]—[иу].

2-ая

3-ья

4-ая

3.3 Программно-методическое оснащение.

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005

2. Белошеева А. А., Голышева В. А., Неволина Г. Л., Окунева Г. Ю. Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999

3. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004

4. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006

5. Журнал «Логопед» 2004, № 1, с. 17. 2005, № 4, с. 94

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Библиотека изображений:

Публикация Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Божога на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 08:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД