Папки-передвижки

Адаптационный тренинг для начинающих педагогов «Познай себя»

Татьяна Пьянкова
Адаптационный тренинг для начинающих педагогов «Познай себя»

Цель тренинга : содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов сферы образования.

Задачи:

• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

• Содействовать осознанию педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Публикация «Адаптационный тренинг для начинающих педагогов „Познай себя“» размещена в разделах

Тренинговый формат предполагает некоторые правила, их несколько:

активность: только «делание» помогает в освоении любого навыка;

• общение по принципу «здесь и сейчас» : говорить о том, что важно сегодня и сейчас (о чувствах и мыслях)

«Я-высказывание» : говорить за себя, приблизительно в такой форме: «Я чувствую… Мне кажется…Я думаю…». Безличные высказывания типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…», это ловушка, которая мешает нам осознавать те или иные события, смыслы.

уважение к говорящему: к его личности, к его мнению.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

• Разминка. Упражнение «Десять секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5–15 минут.

Сейчас вы начнете спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего, т. е. меня, и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Задание понятно? Мы начинаем. Начинаем ходьбу!

• Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого – нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

• Продолжаем ходьбу! Распределиться по длине волос! (Счет, проверка.)

• Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю одежды: брюки, юбки, платья. (Счет, проверка.)

• По настроению, которое вы сейчас испытываете (Счет, проверка.)

Разминка. Упражнение «Реинкарнация»

Все знают, что такое реинкарнация? («перевоплощение, перерождение души»). Пофантазируем! Я прошу каждого сказать, кем бы вы были или возможно будете в случае реинкарнации и почему («почему» может быть несколько). Один человек импровизирует на тему, которую я предложу по очереди. Темы будут меняться, поэтому не готовьте ответ заранее. Просьба быть активным, внимательным к другим и работать в быстром темпе. Начнем с животного, н-р, «Я была бы кошкой, потому что мне нравится быть свободной».

Предлагаемый список: Животное, Фрукт, Историческая фигура, Предметы быта, Персонаж мультфильма, Город

Здорово, что разминка закончилась на позитиве!

• Упражнение «Фото в телефоне»

Для следующей практики нужен телефон. Объединитесь в пары, с теми, кого вы знаете меньше всего, с самым незнакомым вам человеком. Удобней будет сесть рядом.

Выберите из фотоальбома в телефоне свою фотографию (портрет или сюжетную не важно, предложите коллеге рассказать о вас по фото, как можно больше предположений о ваших увлечениях, интересах, личных качествах. Не менее 5 предположений! Про кого говорят, просто слушайте коллегу, старайтесь эмоционально не реагировать. Потом поменяйтесь. Следующий шаг: проверить – верны ли предположения друг о друге, т. е. вступить в диалог.

На работу 5 минуты. Когда пройдет половина времени, я об этом скажу.

В случае, если нет фотографии в телефоне, тогда просто смотрим на человека и высказываем предположения: о его интересах, личных качествах!

Обсуждение.

-Есть те, у кого совпали предположения и факты? Что помогло?

-Кто готов поделиться предположениями и фактами?

Выслушать 2-3 пары

-Что дает нам подобная практика? Задумываемся, а вдруг, то, что увидел другой во мне, действительно есть? Учимся быть более внимательными к другим.

• Упражнение «Цветные леденцы» (блюдо с конфетами)

Посмотрите на конфеты и выберите ту, которая, как вам кажется, больше всего похожа на Ваше состояние как педагога, в настоящее время. А затем расскажите пару предложений, почему вы похожи на эту конфету или конфета на вас. Несколько секунд, чтобы собраться с чувствами и мыслями. Итак, пожалуйста.

• Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

И вот вы такие разные, но в чем-то определенно похожие, и вы педагоги. У каждого из вас есть определенные представления о личностных качествах педагога. И сейчас мы о них немного поговорим. Я буду показывать листы с написанными на них тремя качествами. Задача – в каждой строке определить самое важное качество, на ваш взгляд, и обосновать свое решение. Напоминаю, у нас действует правило: уважение к говорящему: к его личности, к его мнению.

• мудрость, надежность, настойчивость;

• активность, бескорыстие, терпеливость;

• сила воли, скромность, смелость;

• гордость, гибкость, доброжелательность;

• невозмутимость, обаяние, общительность.

Возможно, кто–то из вас слышал такое понятие как «эмоциональное (профессиональное) выгорание»? И может показаться, как проф. выгорание связано с начинающим педагогом? Однако, учеными доказано, что эмоц. выгорание может настигнуть даже тех, кто только еще начал свою деятельность. Этот синдром «помолодел». Особенно в «помогающих» профессиях, к которой относится профессия педагог.

Также важно об этом знать каждому, т. к. синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание. А вы все – часть коллектива. Сегодня мы не будем говорить о проф. выгорании. Однако, я хочу вам предложить несколько инструментов, которые помогают переживать напряжения в психоэмоциональном плане, в стрессовых ситуациях, которые встречают нас во всех сферах жизни.

-А какие практики, приемы знаете, используете вы в своей жизни, чтоб справиться с эмоциональным напряжением, в стрессовой ситуации?

• Практика «Дыхание по квадрату»

Обращали ли вы внимание, что у нашего дыхания всегда есть рисунок? Этот рисунок меняется в зависимости от смены эмоционального состояния. Например, когда мы волнуемся, спокойны или спим, то дышим совершенно по-разному.

Сегодня я предлагаю вам очень простую технику, не требующую специальной подготовки или условий. При этом быстро переключающую из состояния эмоционального возбуждения в осознанное состояние наблюдателя. Это дыхание по квадрату.

Техника "квадратного дыхания" довольно проста и выполнять её можно практически в любом месте, в любое время. Для того что бы ощутить изменение состояния не требуется больших временных затрат, достаточно будет 5 минут, но ограничений по времени выполнения нет.

• Займите удобную позу стоя или сидя с прямой спиной, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышите осознано и глубоко, используя полное йоговское дыхание.

• Затем, делая вдох, считайте про себя (раз, два, три, четыре)

• Сделайте задержку дыхания, равную по продолжительности вдоху

• После задержки выдох и снова задержка дыхания, соответственно схеме, приведённой выше

• Во время практики сосредоточьте внимание на дыхании, не вовлекайтесь в мыслительный процесс

• На задержках дыхания, представляйте, что вы дышите кожей

• Дышите, таким образом, 5-15 минут в день

Как только чувствуете, что закипаете, или у вас начинается паническая атака, переведите всё своё внимание из ума на ощущения в теле. Что чувствует ваше тело? Ум может хитрить и притворяться. Тело никогда не обманывает.

Затем представьте перед собой рисунок со схемой дыхания по квадрату, как тот, что был выше, и начните дышать.

Вы можете делать это стоя с открытыми глазами, прямо посреди совещания или в магазине, сидя на важной встрече или во время ходьбы по улице.

Вывод: в любой непонятной ситуации просто дышите и не забывайте, что осознанное дыхание меняет внутреннее состояние вне зависимости от того, что происходит снаружи.

• Практика осознанности «5 ЧУВСТВ»

Это популярное упражнение на осознанность, которое помогает переориентировать ваши мысли на внешнюю среду, а не на внутренние мысли – «мысленную жвачку». Это особенно важно, когда вы без конца прокручиваете в голове тревожные мысли. Практика осознанности так же помогает при панической атаке!

Вы можете выполнять упражнение где угодно: дома, на улице, в транспорте или на работе, и конечно, в стрессовой обстановке. Вам не понадобится ничего, кроме ваших пяти чувств. (картинка)

А вот что нужно сделать:

«Для начала сделай глубокий вдох/выдох.

5 – присмотрись: Оглянись вокруг себя, последовательно фиксируя свой взгляд на каких-либо пяти предметах/объектах и проговаривая вслух их названия. Например, ты можешь сказать: я вижу ноутбук, я вижу книгу и так далее.

4 – потрогай: Какие четыре вещи вокруг себя ты можешь потрогать? Например, это может быть, крышка стола, компьютерная мышь и так далее. Можно их реально потрогать!

3 – прислушайся: Прислушайся к трем разным звукам. Это может быть шум улицы за твоим окном, «мурчание» кота и так далее. Проговаривай вслух названия источников каждого из звуков.

2 – принюхайся: Назови две вещи, запах которых ты можешь ощутить. Если возникнут сложности с данным этапом, просто назови вслух два любимых запаха. Например, «я люблю запах малинового варенья», «я люблю запах маминых блинов» и так далее.

1 – попробуй на вкус: Назови что-то одно, что ты мог бы попробовать в данный момент на вкус. Если возникнут сложности с данным этапом, просто назови вслух продукт, который нравится тебе больше всего.

В завершении сделай еще один глубокий вдох/выдох».

Попробуем?

Глубокий вдох/выдох.

5-присмотрись -5 предметов/объектов

4 –потрогай-4 вещи

3-прислушайся -3 звука

2- принюхайся-2 запаха

1-попробуй на вкус -1

Глубокий вдох/выдох.

-Были ли какие- то еще другие мысли в голове, кроме тех, которые мы сами направляли?

Примечание:

• Чтобы знания превратились в навык – практикуйтесь не менее 3 раз в день в течение 21 дня, в разных ситуациях и моментах. Вы уже знакомы с волшебными числами 21 (в навык) и 72 часа (первый шаг в новом деле)

• Усложняйте. Попробуйте выбирать те предметы, которые вы не сразу замечаете в повседневной жизни.

• Практика «Я сегодня-молодец!»

Я предлагаю очень простую, но действенную практику нахождения внутреннего ресурса. Суть практики в том, чтобы каждый день вечером перед сном писать в блокноте/дневнике/личном блоге все, за что ты сегодня — молодец, за что ты можешь похвалить себя.

Хвалить себя нужно даже за самую малость, пустячок и ерундульку. Ну и конечно, за добрые дела и слова, за «недоделанное и недосказанное».

И в тот самый момент, когда покажется, что ничего не достигла в жизни, что дни пролетают, а ты топчешься на месте, что твой вклад в Жизнь невелик. Вот именно тогда, потрепанный временем блокнотик вдохнет в тебя НОВЫЕ СИЛЫ и придаст НОВЫЙ СМЫСЛ твоей жизни.

Предлагаю похвастаться, нам не всегда это удается сделать с легкостью! Начинаем со слов «Я сегодня молодец…»

Думаю, здорово получилось!

• Рефлексия «Неожиданным для меня сегодня было…»

Тренинг всегда заканчивается рефлексией. И я предлагаю продолжить фразу «Неожиданным/запоминающимся/интересным для меня сегодня было…»

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.

Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения»Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения» Цель: Повысить интерес детей к своему здоровью. Уточнить представление о строении человеческого тела. Закрепить знания детей о правильной.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационный тренинг для начинающих педагогов «Познай себя»
Опубликовано: 10 мая 2023 в 13:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптационный тренинг для начинающих педагогов «Познай себя»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пьянкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД