Получи документы

Адаптация вновь поступивших детей

Марина Майорова
Адаптация вновь поступивших детей

Работа МАДОУ «Детский сад» по адаптации вновь пришедших воспитанников к условиям детского сада разделяется на 3 этапа:

Этап 1. Подготовительный (июнь) работа с родителями, предварительное знакомство с детьми и группой, совместные прогулки.

Публикация «Адаптация вновь поступивших детей» размещена в разделах

Этап 2. Основной (июнь-июль) постепенный прием детей в группу, увеличение продолжительности их пребывания в соответствии с индивидуальными особенностями, наблюдение за детьми; консультирование родителей по возникающим вопросам и проблемам, разработка индивидуального режима для каждого ребенка, оформление адаптационных листов.

Этап 3. Аналитический (август) анализ адаптации, выявление с тяжелой степенью адаптации, индивидуальная работа с воспитанниками, рекомендации родителям по проведению коррекционно-развивающих игр с детьми.

Деятельность МАДОУ «Детский сад» в период адаптации на каждом этапе осуществляется в трех направлениях:

работа с воспитанниками;

работа с родителями (законными представителями);

работа с воспитателями.

Алгоритм работы с детьми в период адаптации

Знакомство

Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Педагоги знакомятся с ребенком, его особенностями, состоянием здоровья, привычками и т. п. через беседу с родителем, наблюдение за поведением ребенка.

С первых минут пребывания малыша важно наблюдать за развитием его социальных навыков, что дает ценную информацию о ребенке, его семье.

Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:

как ребенок заходит в группу (заходит сам или его тянут (подталкивают) родители);

как ребенок реагирует не незнакомое помещение, нового человека: проявляет ли активность, стремиться ли исследовать окружающий мир.

О самостоятельности малыша можно судить по степени проявления у ребенка следующих действий:

как ребенок организует освоение нового пространства: надолго ли сосредотачивается на одной вещи или переходит от предмета к предмету не задерживаясь;

получается ли у него в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия; насколько он активно пользуется речью или предпочитает молчать;

часто ли обращается за поддержкой к родителям;

При анализе простейших навыков сотрудничества важно обратить внимание на следующее:

придерживается ли ребенок общих правил норм;

как реагирует на введение взрослых ограничений, замечания, поощрения, на изменение тона взрослого;

проявляет ли инициативу, предлагая взрослому игрушку или привлекая его внимание к чему-либо; обращается ли за помощью взрослого;

выражает ли эмоционально свои эмоции.

В результате знакомства воспитатель прогнозирует возможную степень адаптации.

Легкая адаптация : ребенок спокойно входит, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он сморит в глаза незнакомому взрослому, кода он к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, просит о помощи. Умеет занять себя сам, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку (не контролируют, не указывают, что нужно делать, поддерживают в случае необходимости). Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю, проявляют в общении самостоятельность.

Адаптация средней тяжести : ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями специалиста либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по собственной инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы, а возможно выше или ниже. Ребенок адекватно реагирует на замечания и поощрения. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Со специалистами могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, родители рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

Тяжелая адаптация : контакт с ребенком удается установить только через родителей или вообще не удаётся. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала оставляю ребенка безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Родители либо опекают ребенка во всем, либо игнорируют его потребности. Родители проявляют тревожности, сомневаются в том, что ребенок сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами ДОУ, демонстрируют свою сверх компетентность по всем вопросам.

С учетом прогноза адаптации строится график приема детей в группу. При составлении графика учитываются следующее, что в группу приходят ежедневно 1-2 новых ребенка и не более одного ребенка в неделю с тяжелой адаптацией. Первые 3-4 дня, а иногда и более в зависимости от степени адаптации детям рекомендовано посещение группы с 08.00 до 10.00.

Для воспитанников устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям (законным представителям) рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка достигается за счет использования в ДОУ системы работы с детьми по профилактике и снижению психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В ходе организации образовательной деятельности обязательно ставятся «эмоционально окрашенные» задачи.

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста педагогом обеспечиваются педагогические действия, в соотношении с задачей эмоционального развития: возбуждения, расслабления, организации эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т. д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ :

установление эмоционального контакта с ребенком;

влечение его в происходящие вокруг события: «(Имя, посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т. д. ;

создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

создание эмоционально теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ и т. д.

В адаптационный период проводятся коммуникативные игры и другие разнообразные формы работы с детьми, которые помогают детям установить положительные контакты со взрослыми и сверстниками, обследуют ребёнка по показателям изложенными картах нервно-психического развития детей (речевое развитие, сенсорное развитие, игра, движения, навыки, организуется наблюдения за протеканием адаптационного периода каждого воспитанника, заполняются адаптационные листы по результатам наблюдения.

Предоставляется детям возможность привыкнуть к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания.

В работе с родителями оказывается помощь самостоятельно им выбирать правильную линию поведения с ребенком на период адаптации.

Создается общая атмосфера доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания:

взрослым положительно эмоционально настраиваться на день работы; радоваться совместному проживанию этого дня с детьми;

избегать ситуаций спешки детей.

На протяжение адаптационного периода организовываются яркие радостные общие события жизни детей :

кукольные спектакли;

праздники-сюрпризы.

По истечении периода адаптации на педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка, и анализ в сравнении с прогнозом.

Осуществление необходимой помощи в случаях тяжелой адаптации

В зависимости от темперамента детей в адаптационный период планируются различные игры

Тип темперамента Название игр

Меланхолик Игра с лентами под спокойную музыку; конструкторы;

настольные игры;

игра с большим мячом; игры с водой;

экспериментирование с красками

Сангвиник Рвать бумагу и играть с ней;

игры с водой и песком.

Холерик Игры с кеглями

Покажи нос. Ритмичные игры

Флегматик Игры-эксперименты

Почините игрушки (собирать из 2 частей)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Адаптация детей с РАС к ДОУ Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

«И вновь о тюльпанах». Творчество детей«И вновь о тюльпанах». Творчество детей Продолжая тему о тюльпанах, хочется рассказать, что появление цветка в 17 веке в Европе произвело фурор. Европейцы обожествляли цветок.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Презентация «Адаптация детей дошкольного возраста» «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений». Слайд2: Под адаптацией понимается процесс приспособления к изменяющимся.

Адаптация детей в детском саду I. Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.

Библиотека изображений:

Публикация Адаптация вновь поступивших детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Майорова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Адаптация вновь поступивших детей
Опубликовано: 23 июля 2023 в 20:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД