МААМ-картинки

Адаптация учащихся 1 класса к школе

Алина Сафончик
Адаптация учащихся 1 класса к школе

Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по - настоящему.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Публикация «Адаптация учащихся 1 класса к школе» размещена в разделах

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Знакомство учащихся друг с другом.

Первое занятие. Целесообразно посвятить знакомству ребят друг с другом. После приветствия каждый назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому классный руководитель может использовать такой прием: попросить выйти к доске, сначала тех ребят, которых зовут Наташа (Лена и т. д. со всеми именами). Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бумаги одного цвета. Когда все цветы розданы, классный руководитель просит поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Наташа, и т. д. Можно предложить ребятам под музыку покружиться под "Вальс цветов", а в конце занятия - сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди предлагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. Классный руководитель обращает внимание ребят на то, какая чудесная поляна получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место.

В конце занятия необходимо спросить у учащихся, понравилось ли им занятие, что конкретно понравилось, хотят ли они проводить такие занятия в будущем.

Умение говорить комплименты.

Второе занятие. Можно посвятить обучению ребят говорить друг другу комплименты. После традиционного приветствия классный руководитель просит ребят сказать друг другу комплимент ( например: "Леночка, у тебя сегодня красивые бантики"). Как правило, это задание вызывает смех и замешательство. Поэтому говорить комплименты детей надо научить. Классный руководитель спрашивает ребят о том, кому приятно слышать добрые слова в свой адрес! Утвердительно отвечают, как правило, все. Тогда классный руководитель говорит, что у нее есть кукла Катя, которая любит получать комплименты. Каждому ребенку предлагается сказать кукле комплимент. Учитель от лица куклы комментирует комплименты, хвалит ребят за наиболее удачные. После работы с куклой классный руководитель предлагает поиграть в игру "Комплименты».

Игра "Комплименты".

Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенку классный руководитель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент классному руководителю. В конце игры - обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты.

Классный руководитель замечает, что после комплиментов в классе стало ярче, а чтобы стало совсем светло, предлагает нарисовать каждому ребенку солнышко. Нарисованные солнышки по желанию ребят размещаются в классе, чтобы согревать и напоминать о комплиментах.

Формирование наблюдательности и эмпатии.

Третье задание. Можно посвятить формированию наблюдательности и эмпатии по отношению друг к другу. После традиционного приветствия предлагает ребятам сесть в круг и поиграть в игру «Чем мы похожи»

Игра "Чем мы похожи"

Начинает игру классный руководитель : приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета" Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры классный руководитель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свой автопортрет и разместить автопортреты на заранее приготовленном стенде. Итог занятия - мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.

Повышение самооценки учащихся.

Четвертое занятие можно посвятить повышению самооценки. После традиционного приветствия проводится игра "Аплодисменты"

Игра "Аплодисменты".

Ребята сидят в кругу. Классный руководитель просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, встаньте те, кто умеет рисовать, читать, считать, плавать, любит смотреть детские фильмы и т. д.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал. После игры "Аплодисменты" классный руководитель предлагает каждому из ребят немного рассказать о себе, о том, чем он занимается в свободное время, что он хорошо умеет делать, за что его хвалят взрослые. Каждому выступившему ребята аплодируют. Этот рассказ можно проводить не от лица ребенка, а от лица любой его вещи. Игра "Что моя вещь знает обо мне"

Один из детей, по примеру классного руководителя, берет любой свой предмет (ручку, пенал, тетрадь, кофту и пр.) и от лица этого предмета начинает говорить о себе. Например: "Я Сережина ручка. Он берет меня в руки, когда что-то пишет. Он очень старается писать красиво" и т. д.

В конце занятия классный руководитель подводит итог о том, какие способные дети учатся в классе.

Выявление общих интересов.

Пятое занятие можно посвятить продолжению знакомства ребят друг с другом. После традиционного приветствия учитель предлагает ребятам вспомнить о любимых играх. После обсуждения классный руководитель предлагает ребятам нарисовать любимую игру или игрушку. Можно нарисовать процесс игры. В конце рисования классный руководитель отмечает, как много хороших рисунков получилось. Просит каждого из ребят рассказать о своем рисунке (своей игре, игрушке). После каждого рассказа классный руководитель спрашивает, кто еще из класса нарисовал рисунок об этой игре (игрушке). По итогам обсуждения обобщает интересы детей, делает вывод о том, как много интересных игр и игрушек у ребят, как много общего в интересах и как хорошо играть всем вместе.

Развитие навыков взаимодействия и творческих способностей учащихся.

Итоговое занятие направлено на формирование навыков взаимодействия, развитие творческих способностей.

В качестве разминки проводится игра "Улыбка" с игрушкой, например, собачкой.

Классный руководитель передает собачку ребенку и улыбается, ребенок передает собачку своему соседу и улыбается и т. д., пока собачка не вернется к классному руководителю.

Затем учитель переходит к основной части занятия.

Игра "Заколдованное дерево".

Классный руководитель (обращается к детям, которые сидят в кругу) : Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Это машина времени. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага вправо.

Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было деревом желаний. (На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.)

Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его не исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний.

Попробуем его расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, и эти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены классным руководителем заранее, на каждом листе написано задание, которое ребята должны выполнить.) Давайте их прочитаем. (Классный руководитель читает задания.)

Задание 1. У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому не хочется с ним дружить. Почему?

Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить?

(Ребята начинают рисовать. Готовые рисунки классный руководитель помогает ребятам наклеить рядом с деревом.)

Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?

Задание 2. У злого волшебника нет, и никогда не было друзей. Почему? Волшебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен быть настоящий друг.

Давайте подумаем, как можно продолжить следующие незаконченные предложения:

Настоящим другом можно назвать человека, который

Вместе с другом мне хотелось бы

Дружбе мешает

Я ценю в друге

Мне нравится, когда друг

Дружбе помогает

(После обсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.)

У вас есть настоящие друзья?

А каждый из вас может быть настоящим другом?

Задание3. Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. Почему?

А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру "Комплименты" (с клубком). (Ребята и классный руководитель сидят в кругу). Начинает игру классный руководитель. Он дает клубок ребенку, сидящему рядом, и говорит комплимент. Ребенок, получивший клубок, говорит комплимент соседу и передает клубок и т. д., (пока клубок не вернется к классному руководителю.)

Задание 4. Вы помните, что в стране Радости, Солнца, Счастья и Доброты растет не простое дерево, а дерево желаний.

Чего не хватает на дереве? Листьев.

Дерево просит, чтобы вы пожелали чего-то доброго для своих друзей. И с каждым пожеланием на дереве будет вырастать новый листочек. Нарисуйте листочек, загадайте желание и приклейте к дереву.

(В заключительной части занятия классный руководитель говорит ребятам, что путешествие закончилось, предлагает встать в круг, образовать машину времени, сделать 3 шага влево и оказаться в классе.)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Акция для учащихся 1 класса «Шагающий автобус»Фотоотчет «Акция для учащихся 1 класса «Шагающий автобус» Для максимального обеспечения безопасности движения школьников в микрорайоне школы и ознакомления с основными правилами пешехода 7 сентября.

Конспект мероприятия в День знаний для учащихся 1 класса Учитель: Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки, а так же их родители! Сегодня наступил долгожданный день – 1 сентября. И я от всей.

Конспект классного часа «Взаимопонимание» для учащихся 3 класса Конспект классного часа для 3 класса «Взаимопонимание» Цели: развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства,.

Контрольные работы по логопедии для учащихся 3 класса коррекционной школы ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПИСЬМУ 3 КЛАСС 20__/20__ уч. г. 1 вариант 1. Диктант: Урок рисования. У нас урок рисования. Учитель принес.

Музыкальное выступление агитбригады по ПДД учащихся 2 и 3 классаМузыкальное выступление агитбригады по ПДД учащихся 2 и 3 класса Краткое содержание: Девочка «Почемучка» не знает ПДД, и играет в неположенном месте. На помощь приходят её друзья, юные инспекторы дорожного.

Олимпиада для учащихся 2 класса «Люби живой мир» Олимпиада для учащихся 2 классов «Люби живой мир» ФИ___ 1. Каким цветом на глобусе обозначают.

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «Путешествие в мир книги» Путешествие в мир книги Цель: расширить представления учащихся о роли книги в жизни человека. Задачи: 1. Развивать любознательность,.

Эссе учащихся 9 класса на конкурс «Ради жизни на Земле» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация учащихся 1 класса к школе
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 20:53
+123Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация учащихся 1 класса к школе» (включая файлы) размещена пользователем Алина Сафончик на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД