МААМ-картинки

Адаптация детей в детском саду

Полина Андреевна Власова
Адаптация детей в детском саду

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. В процессе

адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.

У всех детей привыкание происходит по разному, условно его можно

разделить на три типа адаптации : 1 – легкая адаптация, 2 – нормальная, 3 –

тяжелая (затяжная). Так, легко адаптирующиеся дети практически с самого

Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах

начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на

«праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой,

настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе и родителям.

– Ребенок плачет, собираясь в сад;

– Тяжело расстается с родителем в садике;

– Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

– Нарушения сна;

– Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.);

– Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по

отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей,

которые легко и быстро адаптируются (до двух недель, тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная – свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.

Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам,

общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет – родитель радуется, полагая что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный

«сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики – адаптация принимает более тяжелую, затяжную

форму, со всеми вытекающими последствиями.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко

адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ :

1. Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку часто, имевшему

неоднократный опыт разлуки с матерью хотя бы на несколько часов, контактирующему со сверстниками и другими взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки

находится, в основном дома под родительской опекой.

2. Недооценивание важности режима адаптации. Часто, родитель, вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на целый день. Условно нормой можно считать постепенное увеличение времени пребывания начиная с двух

часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать

свой режим, исходя из его возможней.

3. Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. Вопреки мнению многих родителей к трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет

о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде

4. Разница в режиме дня. В идеале перед поступлением в детский сад

нужно постепенно приближать режим дня дома к садовскому, это

поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.

5. Разница в питании. У детей, привыкших к «баночному» питанию, с

несформированным навыком питания будут возникать трудности,

так же как и у детей приученных к одним пельменям с сосисками,

которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут

возникнуть проблемы с пищеварением.

6. Отсутствие регулярного посещения садика. Не редко ребенка в сад

водят «через день», то проспали, то лень и т. д. Ребенок, регулярно,

посещающий ДОУ привыкает быстрее.

Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению ДОУ следует заранее. Ошибочно предполагать, что приведя в сад

его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быст-

рее. Родители таких детей, как правило, или молодые, неопытные, или родители позднего, единственного долгожданного ребенка, не осознают, что в садике существует иная система и методы воспитания и требований. Другая группа риска –дети из неблагополучных семей, которые часто на фоне других отстают в развитии, что, несомненно, усложняет адаптацию ребенка. Излишне тревожные родители, которые подолгу расстаются по утрам с рыдающим ребенком, а вечером тщательно осматривая на предмет ссадин и царапин на коленках часто неосознанно передают свою тревогу ребенку. Чем дольше такой родитель прощается и успокаивает, тем сильнее и громче плачет ребенок, доходя до истерики с катанием по полу. В такой ситуации родителям стоит успокоиться самим, запастись терпением и если уж они решили ребенка водить в садик, то нужно доверять персоналу ДОУ и понять что слезы естественная реакция ребенка – не бывает детей, которые не плачут. Если расставание с мамой переживается очень тяжело и у мамы самой «разрывается сердце» целесообразно будет попросить отводить ребенка в сад кого-то другого, на пример бабушку или дедушку. При правильном подходе и терпении ребенок смирится с неизбежностью своего пребывания в саду и через какое-то время обнаружит для себя много нового и интересного в садике.

Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило – одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект – постоянные ОРЗ и ОРВИ.

При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями.

Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду

являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу.

Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации – ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

важно, чтобы воспитатель искренне любил детей, не разделяя их по принципу «удобный» и не очень.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно :

– если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;

– пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно считать что если ребенок не плачет, тихий и послушный

адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия – ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.

Список литературы:

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.

2. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват.

учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. :

Просвещение, 2012

3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ.

пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2010.

4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М. ,

2010

5. Гринева И. А., Жомир М. Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж,

2012.

6. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду».Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». МБДОУ Детский сад "СКАЗКА" Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Консультация «Адаптация в детском саду»Консультация «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду. Ваш ребёнок собирается в детскии сад. Нужно подготовить его за благовременно что бы ему было легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Ребенок идёт в детский сад, какой спектр чувств в это время испытывает и сам и ребенок и его родители. Это и волнение и радость, и страх,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Библиотека изображений:

Публикация Адаптация детей в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Полина Андреевна Власова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Адаптация детей в детском саду
Опубликовано: 20 января 2024 в 13:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД