МААМ-картинки

Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»

Светлана Колтунова
Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»

«Звуки и буквы. Согласные звуки»

Цель занятия: знакомство с согласными звуками знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

Задачи:

• Повторить отличия согласных звуков от гласных.

• Повторить как проверять парные согласные в середине слова.

• Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

• Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

Публикация «Методическая разработка учителя-дефектолога „Звуки и буквы, Согласные звуки“» размещена в разделах

• Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Ход занятия.

Организационный момент. Мотивация.

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!

- Проверим свою осанку, стоят ли ноги на полу.

II. Повторение ранее изученного

На доске слова:

Ст. рик, св. стеть, стр. жи, с. стра.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Прочитайте слова вслух.

- Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Предполагаемые ответы детей:

«вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму, составить словосочетания…»

- Вам необходимо вставить пропущенную букву и поставить ударение. Один ученик работает у доски.

Открываем тетради, выполняем задание.

Каждому отвечающему задаются вопросы:

- Какую букву вставил?

- Почему?

-закрываем тетради.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы занятия.

- Итак, с какими звуками мы сейчас работали? (гласными)

- Ребята, чем схожи все эти 4 слова по написанию (они начинаются с буквы «с»)

- Какие звуки обозначаются буквой «С»? (звуками [с], [с’])

- Давайте, выделим первый звук, в слове старик (дети хором произносят звук)

- Молодцы!

- Теперь выделите первый звук в слове сестра.

- Что происходит с воздушной струей при воспроизведении звука [с], [с’]? (она встречает преграду в виде зубов и языка); (при необходимости, можно еще раз произнести звуки).

- Если воздушная струя встречает преграду, то какие эти звуки? (согласные)

- Кто может определить тему урока? (тема урока – согласные звуки)

- Молодцы!

IV. Работа над новой темой

- Давайте дадим полную характеристику этим звукам.

- Дайте характеристику первому звуку в слове старик (В слове старик первый звук [с] – он согласный, твердый, глухой, парный) (отвечает один ученик)

- Молодец!

- Дайте характеристику первому звуку в слове сестра (В слове сестра первый звук [с’] – он согласный, мягкий, глухой, парный) (отвечает один ученик)

- Молодец!

- Как определить звук звонкий или глухой? (Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий.) (если у ученика возникает затруднение, то помогают другие ученики, учитель только в конце корректирует ответ)

- Молодец!

- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда мягкий?

(е, ё, ю, я, и).

- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда твердый?

(а, о, у, ы, э)

- Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого?

- Ребята еще напомню вам, что при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

- Вспомните звуки, которые всегда мягкие (звуки : [й’], [ч’], [щ’]).

- Вспомните звуки, которые всегда твёрдые (звуки : [ж], [ш], [ц]).-

Работа с таблицей на фланелеграфе.

- Давайте эту таблицу внимательно рассмотрим и прочитаем. Сначала читаем твёрдые звуки хором :

«твё рдые звонкие: б,в, г, д, ж, з, л, м, н, р».

«Тёрдые, глухие: п,ф к,т, ш, х, с, ц».

- прочитайте мягкие звуки, хором

«мягкие-звонкие: б’ в’ г’ д’ ж’ з’ л’ н’ р’ й’»

«Мягкие-глухие: п‘ ф’ к’ т’ с’ х’»

- Молодцы ребята.

VI. Физминутка

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад

VII. Закрепление

- сейчас поиграем в игру "Назови первый звук"

VIII. Итоги.

-какие сегодня мы вспомнили звуки?

«Согласные»

- какие бывают согласные звуки?

«Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие»

- как определить твёрдость или мягкость согласного звука?

«согласный звук будет всегда мягкий перед гласными буквами

е, ё, ю, я, и.

- согласный звук будет всегда твердый перед гласными

а, о, у, ы, э

- при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.

- звуки, которые всегда мягкие [й’], [ч’], [щ’].

- звуки, которые всегда твёрдые [ж], [ш], [ц].

-как определить, что согласный звук глухой или звонкий?

«Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий»

IX. Рефлексия

Возьмите карточку № 1 и прочитайте про себя

Ро / са

Р[ р] согл., тв. ,зв.

о [а] гл.

с [с] согл., тв., глух.

а [ а] гл.

4 буквы, 4 звука

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Цель: изучение звука [М]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 14:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Колтунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД