Папки-передвижки

Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Знакомство с промыслами Рязанской области»

Екатерина Мертешова
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Знакомство с промыслами Рязанской области»

Конспект занятий по приобщению детей к русской народной культуре (старшей группе).

Программное содержание. Уточнить и закрепить знания детей о некоторых промыслах Рязанской области: Скопинской керамике и

Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре „Знакомство с промыслами Рязанской области“» размещена в разделах

Михайловском кружеве. Дать знания о характерной особенности керамики города Скопина и кружева города Михайлова. Продолжать учить рисовать основные элементы Михайловского кружева: павлинку, полотнянку, сеточку, используя при этом кисти разной толщины. Самостоятельно придумывать узор, стараясь сочетать его с предложенной вышивкой Совершенствовать навыки работы с красками. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров Рязанщины.

Активизация словаря: гончар, цветная поливка, павлинка,

полотнянка, сеточка, коклюшки, валик, пяльца, кружевница.

Предварительная работа. Посещение с детьми экспозиции историко-краеведческого музея «Этнография Рязанского края», Художественного музея «Промыслы Рязанского края», экскурсия в кружок плетения и вышивки при Дворце творчества детей и юношества. Рассматривание альбома с элементами Михайловского кружева. Знакомство с игрушками средней полосы России.

Оборудование: два платья с элементами Михайловского кружева, рушник с вышивкой и кружевом города Михайлова, салфетки, скопинская посуда, обруч с лентами (карусель, коклюшки, пяльца, валик, иголка, вышивка на пяльцах, занавес, куклы в народных костюмах (Иван да Марья). Кисточки, поролон, подносы с трафаретами для рисования Михайловского кружева различных видов (не менее, чем по два на ребенка, гуашь (красная, черная, зеленая, желтая, синяя, кисточки двух видов: толстая и тонкая на каждого ребенка.

Ход занятия.

-Ребята, вы знаете, что эта неделя праздничная. Как называется этот праздник? (Масленица). В старину это был один из самых веселых праздников: люди наряжались, как и мы с вами сегодня, пели песни, шутили, играли, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях. А ещё на каруселях. Вот и у нас сегодня гости. А вот и карусели!

Гей, народ честной сюда!

Тара-ра, тара-ра!

Завертелись карусели, начинается игра!

(Проводится игра «Карусели» парами).

-Ах, а карусели-то оказались сказочными, волшебными. Перенесли они нас с вами в старинный город Скопин, что на Рязанщине. Живут здесь гончары.

Мы по улице пойдем

В дом мы к гончару зайдем

(Проходят по группе и подходят к двери ведущей в спальню).

- Постучим? (Стучат, дверь открывается, там оформлена лавка гончара, в лавке детей встречает Гончар).

Здравствуйте, хозяин! С праздником Вас, с широкой масленицей! Здравствуйте, гости дорогие! Рад, что вы ко мне в гости пришли.

- Покажу я вам свои поделки. Вот и птицы и звери диковинные, смотрите, необычные какие!

А это, что такое, как вы думаете? (Рассматривают посуду, особенности ее внешнего вида).

- Да, это посуда необычная, такую только мы, скопинские гончары делаем, и поливка у нас, смотрите какая яркая, зеленая да с коричнивинкой. Праздничная посуда.

А из чего я изделия свои делаю, знаете? (Из глины).

И правда, очень необычная посуда, праздничная получается у Вас гончар. (Вопросы детей, если они возникли).

До свидания, гончар.

Доброго вам здоровья! (Дверь закрывается).

Вот в каком интересном городе мы с вами побывали. Как он называется? (Скопин).

Ну, теперь мы перенесемся в другой город.

Мы по улице пойдем

И вот в этот дом войдем.

(Подходят к стене занавешенной шторой).

Вот какой дом необычный! Кто же здесь живет? {Открывает занавес). Живут здесь Иванушка да Марьюшка. Посмотрите, какие красивые у них наряды, какое убранство в избе: рушник отделан вышивкой, кружевом, салфетки.

Как вы думаете, в каком городе они живут? (В Михайлове).

-Верно. И надо вам сказать, что кружево в этом городе плели с давних пор не только женщины, но и мужчины. И был в Михайлове Иван Иванович Ребриков, который лучше всякой кружевницы плел затейливые кружева. Кружевами да вышивками украшали не только полотенца да салфетки, но и одежды простых людей, богатых купцов и даже царей.

-Давайте вспомним с вами, где мы ещё видели такие кружева да вышивки. (Ответы детей по проведенным ранее экскурсиям).

-А сейчас давайте мы с вами вспомним, как плетут кружево - это мы с вами видели во Дворце творчества детей и юношества. (Рассказ детей о том, что им больше всего понравилось).

-Ребята, что нужно для того, чтобы получилась такая красивая вышивка? (Пяльца, иголка, нитки).

-А для того, чтобы получилось кружево? (Валик, коклюшки, нитки, сколы, иголочки). Верно, нитки наматываются на коклюшки, потом коклюшки перебираются определенным образом и получается кружево.

-Какого цвета нитки чаще всего используют в плетении и вышивки Михайловские мастерицы? (Красный, черный, синий, зеленый, желтый).

-Верно, красный - как ясно солнышко, зеленый - как травушка- муравушка, синий — как небушко, желтый - как песок на берегу у речки, черный - как мать-сыра земля.

-А сейчас давайте вспомни, как называются узоры михайловские? (Павлинка, полотнянка, лапки, сеточка) - (рассматривают узоры на полотенце, салфетках).

-А теперь давайте представим, что мы — кружевницы. Вот это наши рабочие места, краски — это нити, кисточки - коклюшки. Вот посмотрите, какие вышитые платья нам прислали, михайловская вышивка на них. Но платья станут ещё более нарядными, если мы их украсим кружевом.

-Сейчас каждый из вас подумает и решит, к какому бы платью он хотел сделать кружево и где отделать им платье. Подумаем и приступаем к работе. Не забывайте перебирать кисточки- коклюшки.

Дети самостоятельно выбирают из предложенных трафаретов один и приступают к работе. Работа детей сопровождается русскими народными песнями в исполнении воспитателя (если надо дать словесное указание, воспитатель прерывает пение, дает тихим голосом указания и продолжает песенную канву).

-Руководство самостоятельной деятельности детей заключается в том, что воспитатель помогает подобрать наиболее яркое сочетание цветов, предлагая несколько вариантов на выбор. Если некоторые дети закончили работу раньше остальных, они могут взять другой трафарет для работы.

-Уважаемые кружевницы, рабочее время заканчивается, сдавайте свои изделия. Сейчас мы их все рассмотрим и решим, куда лучше всего подойдет это кружево. (Дети самостоятельно выбирают, какой узор подойдет на подол платья, какой на плечи, на рукава, и почему они так решили).

Ну, закончили мы с вами работу, пора собираться домой, наша карусель нас заждалась.

(Проводится игра «Карусель», парами).

-Вот и вернулись мы в детский сад. В каких городах мы побывали? Что вам понравилось больше всего?

-В Рязанской области есть ещё удивительные города. В следующий раз, когда мы с вами поедем на экскурсию в музей, я познакомлю вас с необычным городом, где плетут ковры.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Знакомство с промыслами Рязанской области» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Мертешова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Знакомство с промыслами Рязанской области»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 11:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД