Получи документы

Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств

Наталья Новикова
Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств

1. Введение

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, гражданственности, уважение к своей истории, к людям, защищавшим отчий край в лихолетье, воспитание готовности к подвигу.

Публикация «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств» размещена в разделах

«Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», - говорится в «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого.

Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.

Почему же так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме.

В связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.

2. Значение ознакомления дошкольников с защитниками Отечества в формировании патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ее защитниками.

Очень важно приобщить ребенка к истории своей страны. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать вклад своих предков в развитие страны. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Поэтому уже с раннего детства нужно воспитывать уважение к героям-защитникам Родины.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей защитниками Отечества эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.

3. Интегративное содержание образовательного процесса ознакомления дошкольников с защитниками Отечества

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Содержание работы по ознакомлению дошкольников с защитниками Отечества можно разбить на 3 блока:

I блок. «История Древней Руси, богатыри Земли русской»;

II блок «Отечественная война 1812 года»

III блок «Великая Отечественная война», герои современных войн

I блок. «История Древней Руси, богатыри Земли русской»;

Цель: формирование у дошкольников представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи блока:

Познавательные:

Познакомить детей с отдельными эпизодами истории Древней Руси: (с событиями Куликовская битва, татаро-монгольское иго и т. д.

Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.

• Формирование элементарных представлений о русской народной культуре через восприятие музыки, фольклора, произведений искусства, развитие творческой деятельности детей, прослушивания русских народных мелодий; рассматривание репродукций; создание выставки детских рисунков

Развивающие:

• Развивать интерес к истории культуры Родины;

• Закрепить знания детей о том, кто такие былинные богатыри, какими качествами они обладают и есть ли сейчас богатыри в современной жизни;

• Развивать звуковую и интонационную культуры речи

Активизировать словарь детей словами: Древняя Русь, былины, сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.

• Развивать творчество посредством передачи своих впечатлений в (худ-эстет развитие и социально-коммуникативное) рассматривание картин

• Развивать желание заниматься физической культурой, быть ловкими, быстрыми, выносливыми, похожими на Илью Муромца, Добрыню Никитича

Воспитательные :

Воспитывать у детей патриотические качества, стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», гордость за своих предков.

Воспитывать взаимопомощь, выдержку.

Решение поставленных задач влечет за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности и интеграцию образовательных областей.

Интегрированные занятия помогают дать детям знания о богатырях из разных сфер деятельности и реализовать творческие возможности детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.

II Блок «Отечественная война 1812 г :

История Отечественной войны – это история героизма, стойкости, мужества наших предков, история единения людей перед лицом общей опасности. Память о той войне и её героях жива и будет продолжать жить и дальше. Она необходима для современного поколения и поэтому, никогда не утратит своей актуальности. Война 1812 года – благодатная тема для интегрирования, хотя литературный материал используется в основном не программный, а дополнительный. Образы русских полководцев, мощная фигура Наполеона, патриотический взлёт русского народа – всё нашло самое широкое отражение в произведениях литературы, живописи, музыки.

Можно определить следующую цель блока: развитие у детей интереса к истории истории Отечественной войны 1812 года и чувство уважения к великим полководцам

Познавательные:

Познакомить детей с важным этапом в истории родной страны: с Отечественной войной 1812 года, с памятным местом Москвы – изба в Филях.

Познакомить детей с отдельными эпизодами истории страны: Бородинской битвой,

через произведения искусства, информационные материалы.

Познакомить с жизнью и подвигами русского полководца М. И. Кутузова

• Дать знания об исторических событиях 1812 года.

Познакомить с русской и французской армией 1812 года.

Познакомить с музыкой того времени: марш, сигнальная музыка, романсы и песни.

Познакомить с творчеством Василия Васильевича Верещагина, батальной живописью.

• Дать знания об участнике войны - “русским Шубертом”. – Александром Александровичем Алябьевым

• Формировать знания детей о памятных местах Москвы, связанных и посвящённых событиям 1812 года.

Развивающие:

• Развивать интерес к событиям 1812 года;

• Развивать знания детей о полководцах и людях, вошедших в историю 1812 года.

• Развивать знания о вкладе Брянского народа в победу над Наполеоном

• Развивать знания детей об военной амуниции, вооружение

• Развивать творчество посредством передачи своих впечатлений в изобразительной деятельности (художественно- эстетическое развитие и социально-коммуникативное) рассматривание картин

• Развивать связную речь, активизировать словарь детей словами: полководец, провиант, фураж, доблесть, стойкость, стратегия, тактика.

• Развивать желание заниматься физической культурой, быть ловкими, быстрыми, выносливыми, похожими на русских полководцев

Воспитательные :

Воспитывать у детей патриотические качества, стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», гордость за своих предков.

Воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину.

Воспитывать у воспитанников чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;

Ш блок. «Великая Отечественная война» и современные войны.

В настоящее время очень часто касаются темы Великой Отечественной войны. А что знают современные дети о Великой Отечественной войне и ее участниках? Сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество воинов, уважение к армии. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях и о событиях должны сохраниться в художественных произведениях, статьях, в личных дневниках очевидцев, которые мы будем читать, изучать, запоминать и гордиться подвигом нашего народа.

Поэтому целью данного блока является - формирование представлений о Великой Отечественной войне, людях подаривших нам мирное небо и современных войнах

Задачи:

Познавательные:

Познакомить детей с отдельными эпизодами Великой Отечественной войны (Блокада Ленинграда, Курская битва, освобождение Брянска)

• Формировать знания детей о событиях военных лет, сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне;

• Формировать элементарные представления полководцах Великой Отечественной войны : маршале Жукове Георгии Константиновиче, маршале Василевском Александре Михайловиче, маршале Рокоссовском Константине Константиновиче

Познакомить детей с создателем автомата Калашникова- Калашниковым Михаил Тимофеевичем

• Формировать знания детей о нашем земляке Александре Морозове, создателе танка Т-34

• Формировать у детей обобщенное представление о значении Победы Брянского народа в ВОВ.

Познакомить с дважды героем Советского Союза лётчиком П. М. Камозиным

• Формировать знания детей о партизанском движениии на Брянщине,познакомить с жизнью и подвигами партизан А. И. Виноградовым и героем Советского Союза Д. Н. Медведевым – командирами партизанских отрядов, Валентиной Сафроновой,Дмитрием Ефимовичем Кравцовым

• Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле;

• Формировать знания о Визнюке Олеге Станиславовиче – командире разведывательного батальона, герои России и Сергей Владимировиче Василёве - командире отделения 6-й роты 104-го гвардейского Краснознамённого парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии

Развивающие:

• Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, о том, как люди чтят память о героях - земляках.

• Закрепить знания о памятниках защитникам Отечества города Брянска : площади Партизан, кургане Бессмертия, П. М. Камозину, Д. Н. Медведеву, Виноградову А. И., Кравцову Д. Е.

• Развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;

• Развивать знания о защитниках отечества, о функциях армии;

Воспитательные :

Воспитывать уважение к ветеранам, освободившим нашу страну от фашистов.

Воспитывать интерес у детей к изучению истории своей семьи, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи;

Воспитывать уважение к ветеранам и к подвигам героев Великой Отечественной войны;

Как пробудить в ребенке чувство гордости за героев Великой Отечественной войны? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы чувство гордости за своё Отечество.

В связи с этим можно выделить следующие направления работы:

Социально-коммуникативное развитие

Через какие формы и приемы работы мы реализуем задачи социально – коммуникативного развития?

- Рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры. Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие реализуется не только непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений. Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется. Можно обратиться к русским песням, песням военных лет как к средству, благодаря которому у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну.

Физическое развитие

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Познавательное развитие

Относятся мероприятия, формирующие представление о Древней Руси, богатырях и защитниках России и Брянщины, о русской армии, Отечественной войне 1912г. и Великой Отечественной войне.

Это:

- познавательные занятия;

- беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны; - привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; - тематические экскурсии;

- встречи с ветеранами войны и тыла.

- Исследование в проектной деятельности.

Речевое развитие включает в себя:

- ситуативные разговоры и беседы с детьми о Древней Руси, богатырях и защитниках России и Брянщины, о русской армии, Отечественной войне 1912г. и Великой Отечественной войне;

- беседы по картинам о войне;

- составление рассказов об участниках войны;

- чтение художественных произведений о войне.

Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Литература

1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину. //М. 2003.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 гг.»

3. Как растить гражданина. Дошкольное образование. //№ 5 – 2004.

4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? //М. ТЦ Сфера – 2003.

5. Навицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс 2003.

6. Сусловаэ. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольника. //Детский сад от А до Я. 2003 - № 3.

7. Микрюков В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. //М. Вако – 2009.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств
Опубликовано: 12 января 2023 в 22:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества — основа воспитания гражданско-патриотических чувств» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Новикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД