Лучший педагог года

Конспект ООД по развитию речи «Зимнее путешествие» (старшая группа)

Елена
Конспект ООД по развитию речи «Зимнее путешествие» (старшая группа)

КОНСПЕКТ ООД

по развитию речи

«Зимнее путешествие»

(старшая група)

Цель: закрепить знания о художественных средствах выразительности – эпитетах, олицетворениях, метафорах.

- обобщить знания об известных сказках;

- закрепить знания о временах года, живом – неживом в окружающем мире;

- учить выделять пейзаж, натюрморт, портрет из предложенных;

Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Зимнее путешествие“ (старшая группа)» размещена в разделах

- упражнять детей в правильных высказываниях (монологическая речь, ориентировки в пространстве;

- учить вслушиваться в поэтическую речь;

- познакомить с однокоренными словами;

- способствовать закреплению навыков расслабления благодаря физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, музыке и живописи;

- прививать эстетический вкус, любовь к чтению, природе;

- воспитывать дружбу, доброту.

Оборудование: репродукции картин, иллюстрации сказок, шапочки зверей, музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на прогулку! И вспомним известное стихотворение об этом.

Дети: Прогулка в зимний лес (с движениями по группе, где выставлены различные картины с пейзажами, натюрмортами).

Мы пришли в зимний лес.

Столько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири.

Как красивые они!

В лесу красота и покой

А нам пора уже домой!

Воспитатель: а вы запомнили сколько мы сделали движение? Давайте назовём эти слова…

(Дети называют глаголы –пришли, стоит, глядит, кружатся, ложатся, проскакал и др.)

Воспитатель: Красота вокруг, правда? (ответы детей)

А не подскажите мне, как называются картины, на которых изображена природа? Давайте подойдём поближе, рассмотрим их. (Ответы детей – пейзаж). Предлагаю прочесть по цепочке стихотворения «Пейзаж».

Дети: Если видишь на картине нарисована река,

или ель и белый иней,

или яблони и облака.

Или снежная равнина,

или поле и шалаш,

Обязательно картина

называется «пейзаж»!

Воспитатель: Ребята, внимательно всмотритесь в репродукции на нашей выставке. Выберите, пожалуйста, все пейзажи. (ребята выбирают)

А какие остались? Что на них изображено? (Портрет А. С Пушкина,

Т. Г. Шевченко, натюрморты)

Дети: рассказывают об особенностях этих видов изображения.

Д/игра «Какое время года?» (Группы детей выделяют пейзажи: 1) зимние,

2) осенние, 3) летние, 4) весенние).

Воспитатель: Вот ещё послушайте такие «словесные» пейзажи.

Зима рассыпала холодные снега,

И зашумела за окошком вьюга.

Под белым снегом скрылись пышные луга,

Их замела метелица – подруга.

Уснул спокойным сном продрогший лес,

Молчат деревья, и притихло поле,

И скопо светит солнышко с небес,

Оно грустит о светлой летней доле.

Воспитатель: обратите внимание снова на слова – действие (дети выделяют их). Можно сказать, что рассказывается о живых существах? (Дети – да: «рассыпала зима», «замела», «уснул лес», «молчат деревья» и др.)

Воспитатель: В стихотворениях часто, как и в сказках, все неживые предметы оживают, действуют, сравнивают с человеком. Это такой прием, чтобы получалось красиво, выразительно.

Д/игра «Живое – неживое» (зелёные карточки у детей – живое, жёлтые – неживое). Ребята называют, другие – отгадывают.

Воспитатель: Дети, а как ещё мы называем эти предметы и существа? Почему? ( Дети: одушевлённые – неодушевлённые)

От какого слова? ( Дети: от слово «душа»)

Воспитатель: И ещё строки с такими же словами – действиями.

Ночной лес.

Лес ночной

Был полон звуков.

Кто-то выл,

А кто – мяукал.

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

захлопал,

Кто-то ухал

И кричал,

И глазищами

Вращал. Ну, а кто-то

Тихо– тихо

Тонким голосом

Молчал!

С. Пшеничных

Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова – действия?

Ответы детей (сове, коту, зайцу)

Воспитатель: А какое дерево больше всего мы любим зимой? А почему?

Дети: Ёлку, сосну, потому что украшаем на Новый год.

Воспитатель: Послушайте эти строки.

- У ёлочки колючие иголки.

Цвет хвои у неё темно – зелёный.

Трусливый зайка смотрит из -под ёлки,

Под неё он прячется зимой студеной.

- На улице сильный мороз

И ясное, звёздное небо.

Нам зиму волшебник при нёс,

Хотя никогда он здесь не был.

- Холодные и нежные снежинки

Укрыли землю мягкими сугробами.

Они легки, как мелкие пушинки,

И кажутся такими недотрогами.

- Трескучие морозы усыпили

Мохнатую задумчивую ель.

Колючие иголочки застыли,

И замела их белая метель.

- Легли кругом волнистые сугробы,

Не слышно больше звуков вдалеке,

Лишь рыженькая белка – недотрога

Красуется на черненьком сучке.

Воспитатель: Какие вы встретили здесь слова, к которым можно поставить вопрос какой? какие? какая? какое?

Ответы детей (колючие, темно – зелёный, трусливый, студеной, сильный)

Воспитатель: Вы помните, кто в лесу молчал? (Заяц) А почему? Как ему живётся зимой?

( Дети отвечают: заяц мерзнет, нет у него корма, ест кору деревьев)

Физкультминутка «Зайке холодно…»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись!

Лапки ставим на бочок

И вприскочку скок да скок!

И вприсядку ладком

Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?» (д/игра)

Дети: Белка живёт в дупле. Заяц в норке. Лисичка зимой живёт в норе. Медведь в берлоге. Ёжик в норке живёт.

Воспитатель: Холодно зимой в таких домах? Почему? (Ответы детей).

- Изо льда строит дом ледяной,

а из снега, конечно, снежный.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

Воспитатель: Викторина «У кого какой дом?»

- Назовите русскую народную сказку об общем домике для зверей, который был предметом одежды? («Рукавичка»)

- В каком стихотворении домик вырос? («Под грибом»)

- В какой сказке героиня жила в лесу, и даже лютая стужа не смогла заморозить бодрую девочку? («Морозко»)

- Назовите сказку, в которой герои построили три разных домика, но спастись от волка смогли только в одном. («Три поросёнка»)

- А в какой сказке медведь оказал «медвежью услугу» и оставил всех зверей без домика? («Теремок»)

- Вспомните сказку, в которой строили дом бык, свинья, петух. («Зимовье зверей»).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Слова – братья» (однокоренные слова)

- Люди строят для жилья дома,

Домики и мелкие домишки.

Дел домашних там бывает тьма,

Домоводству я учусь по книжке.

- Зиму зимушкой часто зовут,

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

- Река покрылось крепким льдом,

Под покровом ледяным.

Заледенело все кругом,

Мы на ледок глядим.

Дети: называют слова с одинаковой частью.

Воспитатель: Ребята, а мы знаем с вами историю о домике, которую расскажем с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Стоит в поле Теремок. (Ладони вместе)

Он не низок, не высок. (Вниз – вверх поднимаем)

На двери висит замок. (Ладони в замок)

Открывает его волк –

Дерг – дерг, дерг – дерг (В разные стороны поворачивают)

Пришел Петя – петушок

И ключом открыл замок. (Пальчики в середину, раскрывая ладони)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. А ещё мы побывали в замечательной стране под названием «Русский язык». Как он красив, интересен, могуч! Вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: А вечером мы с вами нарисуем различные дома, которые вы придумаете для себя, друзей, родных, птиц, зверей или для любимых сказочных героев.

Цель: закрепить знания о художественных средствах выразительности – эпитетах, олицетворениях, метафорах.

- обобщить знания об известных сказках;

- закрепить знания о временах года, живом – неживом в окружающем мире;

- учить выделять пейзаж, натюрморт, портрет из предложенных;

- упражнять детей в правильных высказываниях (монологическая речь, ориентировки в пространстве;

- учить вслушиваться в поэтическую речь;

- познакомить с однокоренными словами;

- способствовать закреплению навыков расслабления благодаря физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, музыке и живописи;

- прививать эстетический вкус, любовь к чтению, природе;

- воспитывать дружбу, доброту.

Оборудование: репродукции картин, иллюстрации сказок, шапочки зверей, музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на прогулку! И вспомним известное стихотворение об этом.

Дети: Прогулка в зимний лес (с движениями по группе, где выставлены различные картины с пейзажами, натюрмортами).

Мы пришли в зимний лес.

Столько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири.

Как красивые они!

В лесу красота и покой

А нам пора уже домой!

Воспитатель: а вы запомнили сколько мы сделали движение? Давайте назовём эти слова…

(Дети называют глаголы –пришли, стоит, глядит, кружатся, ложатся, проскакал и др.)

Воспитатель: Красота вокруг, правда? (ответы детей)

А не подскажите мне, как называются картины, на которых изображена природа? Давайте подойдём поближе, рассмотрим их. (Ответы детей – пейзаж). Предлагаю прочесть по цепочке стихотворения «Пейзаж».

Дети: Если видишь на картине нарисована река,

или ель и белый иней,

или яблони и облака.

Или снежная равнина,

или поле и шалаш,

Обязательно картина

называется «пейзаж»!

Воспитатель: Ребята, внимательно всмотритесь в репродукции на нашей выставке. Выберите, пожалуйста, все пейзажи. (ребята выбирают)

А какие остались? Что на них изображено? (Портрет А. С Пушкина,

Т. Г. Шевченко, натюрморты)

Дети: рассказывают об особенностях этих видов изображения.

Д/игра «Какое время года?» (Группы детей выделяют пейзажи: 1) зимние,

2) осенние, 3) летние, 4) весенние).

Воспитатель: Вот ещё послушайте такие «словесные» пейзажи.

Зима рассыпала холодные снега,

И зашумела за окошком вьюга.

Под белым снегом скрылись пышные луга,

Их замела метелица – подруга.

Уснул спокойным сном продрогший лес,

Молчат деревья, и притихло поле,

И скопо светит солнышко с небес,

Оно грустит о светлой летней доле.

Воспитатель: обратите внимание снова на слова – действие (дети выделяют их). Можно сказать, что рассказывается о живых существах? (Дети – да: «рассыпала зима», «замела», «уснул лес», «молчат деревья» и др.)

Воспитатель: В стихотворениях часто, как и в сказках, все неживые предметы оживают, действуют, сравнивают с человеком. Это такой прием, чтобы получалось красиво, выразительно.

Д/игра «Живое – неживое» (зелёные карточки у детей – живое, жёлтые – неживое). Ребята называют, другие – отгадывают.

Воспитатель: Дети, а как ещё мы называем эти предметы и существа? Почему? ( Дети: одушевлённые – неодушевлённые)

От какого слова? ( Дети: от слово «душа»)

Воспитатель: И ещё строки с такими же словами – действиями.

Ночной лес.

Лес ночной

Был полон звуков.

Кто-то выл,

А кто – мяукал.

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

захлопал,

Кто-то ухал

И кричал,

И глазищами

Вращал. Ну, а кто-то

Тихо– тихо

Тонким голосом

Молчал!

С. Пшеничных

Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова – действия?

Ответы детей (сове, коту, зайцу)

Воспитатель: А какое дерево больше всего мы любим зимой? А почему?

Дети: Ёлку, сосну, потому что украшаем на Новый год.

Воспитатель: Послушайте эти строки.

- У ёлочки колючие иголки.

Цвет хвои у неё темно – зелёный.

Трусливый зайка смотрит из -под ёлки,

Под неё он прячется зимой студеной.

- На улице сильный мороз

И ясное, звёздное небо.

Нам зиму волшебник при нёс,

Хотя никогда он здесь не был.

- Холодные и нежные снежинки

Укрыли землю мягкими сугробами.

Они легки, как мелкие пушинки,

И кажутся такими недотрогами.

- Трескучие морозы усыпили

Мохнатую задумчивую ель.

Колючие иголочки застыли,

И замела их белая метель.

- Легли кругом волнистые сугробы,

Не слышно больше звуков вдалеке,

Лишь рыженькая белка – недотрога

Красуется на черненьком сучке.

Воспитатель: Какие вы встретили здесь слова, к которым можно поставить вопрос какой? какие? какая? какое?

Ответы детей (колючие, темно – зелёный, трусливый, студеной, сильный)

Воспитатель: Вы помните, кто в лесу молчал? (Заяц) А почему? Как ему живётся зимой?

( Дети отвечают: заяц мерзнет, нет у него корма, ест кору деревьев)

Физкультминутка «Зайке холодно…»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись!

Лапки ставим на бочок

И вприскочку скок да скок!

И вприсядку ладком

Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?» (д/игра)

Дети: Белка живёт в дупле. Заяц в норке. Лисичка зимой живёт в норе. Медведь в берлоге. Ёжик в норке живёт.

Воспитатель: Холодно зимой в таких домах? Почему? (Ответы детей).

- Изо льда строит дом ледяной,

а из снега, конечно, снежный.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

Воспитатель: Викторина «У кого какой дом?»

- Назовите русскую народную сказку об общем домике для зверей, который был предметом одежды? («Рукавичка»)

- В каком стихотворении домик вырос? («Под грибом»)

- В какой сказке героиня жила в лесу, и даже лютая стужа не смогла заморозить бодрую девочку? («Морозко»)

- Назовите сказку, в которой герои построили три разных домика, но спастись от волка смогли только в одном. («Три поросёнка»)

- А в какой сказке медведь оказал «медвежью услугу» и оставил всех зверей без домика? («Теремок»)

- Вспомните сказку, в которой строили дом бык, свинья, петух. («Зимовье зверей»).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Слова – братья» (однокоренные слова)

- Люди строят для жилья дома,

Домики и мелкие домишки.

Дел домашних там бывает тьма,

Домоводству я учусь по книжке.

- Зиму зимушкой часто зовут,

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

- Река покрылось крепким льдом,

Под покровом ледяным.

Заледенело все кругом,

Мы на ледок глядим.

Дети: называют слова с одинаковой частью.

Воспитатель: Ребята, а мы знаем с вами историю о домике, которую расскажем с помощью пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Стоит в поле Теремок. (Ладони вместе)

Он не низок, не высок. (Вниз – вверх поднимаем)

На двери висит замок. (Ладони в замок)

Открывает его волк –

Дерг – дерг, дерг – дерг (В разные стороны поворачивают)

Пришел Петя – петушок

И ключом открыл замок. (Пальчики в середину, раскрывая ладони)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. А ещё мы побывали в замечательной стране под названием «Русский язык». Как он красив, интересен, могуч! Вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: А вечером мы с вами нарисуем различные дома, которые вы придумаете для себя, друзей, родных, птиц, зверей или для любимых сказочных героев.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа)Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа) Художественно — эстетическое развитие Познавательное развитии Интеграция. Тема: «Зимнее чудо-снежинка» Старшая группа. Цель: Создание социальной.

Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа)Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа) Цель: Выявить и закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - закрепить знание детей о стране,.

Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа)Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в зимний лес» (средняя группа) /Конспект НОД по развитию речи с элементами мелкой моторики «Путешествие в лес». Средняя группа. Автор: Константинова М. Ф. Муниципальное.

Конспект НОД по развитию речи «Волшебное путешествие зимой» (средняя группа) Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество. Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживая разговор, составлять небольшой.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Конспект ООД по развитию речи «Витаминная еда» (старшая группа)Конспект ООД по развитию речи «Витаминная еда» (старшая группа) Развитие речи «Витаминная еда» (старшая группа) Цель: развитие умения правильно произносить звуки в словах и фразах. Задачи: учить составлять.

Конспект ОД с презентацией по речевому развитию «Путешествие в подводный мир» (старшая группа)Конспект ОД с презентацией по речевому развитию «Путешествие в подводный мир» (старшая группа) Конспект ОД с презентацией по речевому развитию: «Путешествие в подводный мир» (старшая группа)Цели и задачи: Образовательные: • расширять.

Конспект организованно-образовательной деятельности по развитию речи «Поиграем» (старшая группа) Конспект организованно – образовательной деятельности по развитию речи "Поиграем" (старшая группа) Образовательная область: Речевое развитие.

Мастер-класс «Дидактическая игра по развитию речи Цветик-семицветик» (старшая группа) в День цветика-семицветика на МAAMМастер-класс «Дидактическая игра по развитию речи Цветик-семицветик» (старшая группа) в День цветика-семицветика на МAAM Самым главным показателем готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ. Старшая группаОткрытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ. Старшая группа Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД по развитию речи «Зимнее путешествие» (старшая группа) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи «Зимнее путешествие» (старшая группа)
Опубликовано: 25 января 2023 в 21:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД