Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации

Татьяна Шапошникова
Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации

Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными уч-реждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей.

Решить эти задачи должны помочь разнообразные здоровьесберегающие технологии. Сегодня термин «здоровьесберегающие технологии»получил широкое распространение, как в педагогической литературе, так и повседневной жизни. Понимание данного термина представляется возможным, исходя из родового понятия «технология».

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации» размещена в разделах

Обратимся к трактовке данного понятия, предложенной В. В. Деркунской. Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризую-щаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущностная характеристика данного термина определяется автором тем, что она имеет определенную этапность, включает в себя определенные профессиональные действия, что позволяет педагогу ещё на этапе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты своей профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая технология отличается конкретностью и четкостью целей и задач; наличием определенных этапов: (первичная диагностика; отбор содержания, форм, способов и приемов ее реализации; использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки результатов).

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить необходимо так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – детям и педагогам. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Обратимся к существующим в методической литературе некоторым определениям этого понятия.

По мнению Н. К. Смирнова здоровьесберегающие технологии – это технологии, на-правленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни.

По утверждению В. Д. Сонькина здоровьесберегающие технологии - это : определенные условия воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении; оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей; соответствие нагрузки возрастным особенностям ре-бенка; достаточный,максимально рациональный двигательный режим.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является достижение оптимального уровня здоровья воспитанников детского сада, формирование представлений о здоровье и умений сохранять и укреплять его; обеспечение валеологической компе-тентности, которая позволяет дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи, здорового образа жизни и безопасного поведения.

В современной литературе представлены основные компонкентыздоровьесберегаю-щих технологий. Обратимся к характеристике этих компонентов.

• Аксиологический компонент – характеризуется осознанием того, что здоровье яв-ляется высшей ценностью, убежденностью необходимости вести здоровый образ жизни, позволяющий осуществлять поставленные цели, использовать свои физические возможности. Реализация аксиологического компонента осуществляется в процессе формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение, у человека развивается осознанное отношение к здоровью, осно-ванное на положительных интересах и потребностях.

• Гносеологический компонент – включает необходимые для процесса здоровьесбережения знания и умения, познания себя, своих возможностей, интересов к вопросам собственного здоровья. Этот процесс направлен на формирование системы знаний и практических умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровьесберегающий компонент – включает определенную систему ценностей и установок, формирующие гигиенические умения и навыки, которые необходимы для нормально функционирования организма, а также включает систему упражнений, направленных на развитие двигательных функций. Большое значение в данном компоненте отводится режиму дня, рациональному питанию, двигательной активности, чередованию нагрузки и отдыха, психогигиене, использованию эколого-природных факторов и нетрадиционных способов оздоровления организма.

• Эмоционально-волевой компонент - включает в себя проявление психологических механизмов. Положительные эмоции являются необходимым условием сохранения здоровья, они закрепляют у человека стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс, способствующий сознательному управлению деятельностью, которое проявляется в определении препятствий и трудностей на пути к обозначенной цели. Воля чрезвычайно важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности.

• Экологический компонент – проявляется осознанием бытия человеческой личности в единстве с биосферой, раскрывающий зависимость физического и психологического здоровья человека от эколого-природных факторов. Этот компонент характеризуется тем, что человек как биологический вид существует в определенной окружающей среде, из которой он черпает необходимые для его жизнедеятельности средства. Общение с природой предоставляет широкие возможности для оздоровления человека, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро – и макросоциуме.

• Физкультурно-оздаровительный компонент включает овладение разнымиспособами двигательной деятельности, которые и направлены на увеличение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Так же, этот компонент способствует оздоровлению организма, обеспечивает высокие адаптивные возможности. Физ-культурно-оздоровительный компонент обеспечивает освоение жизненно-важных психофизических качеств, которые повышают общую работоспособность организма, а также формирование навыков личной и общественной гигиены.

Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий применяемые в дошкольном образовании, выделенные В. А. Дергунской: медико-профилактические, физкультур-но-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО. Дадим им краткую характеристику.

1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- это технологии, которые обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под при-стальным руководством медиков в соответствии с медицинским требованиями и нормативами. К ним можно отнести следующие технологии : мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация физического воспитания и развития дошкольников; закали-вание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьес-берегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, которые направлены на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребенка : развития психофизических качеств, двигательной активности, ста-новления физической культуры дошкольников, закаливания. К данным технологиям также относятся : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика-плоскостопия, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своем здоровье и другие. В реализации этих технологий, участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги дошкольных образовательных учреждений в специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы : на физкультурных занятиях, прогулках, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и других.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача данных технологий обеспечить эмоциально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми, как в детском саду, так и в семье. В реализации этих технологий принимают участие психолог, посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образовательного учреждения в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования это технологии, которые направлены на формирование культуры здоровья педагогов дошкольного учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни.

5. К элементам технологии валеологического просвещения родителей относятся: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО это, прежде всего, тех-нологии, которые направлены на воспитание валеологической культуры или куль-туры здоровья дошкольников. Цель данных технологий формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;обретение валеологической компетентности, которая позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также за-дачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Рассматривая различные виды здоровьесберегающих технологий, следует обратить внимание на основные принципы внедрения и реализации их в деятельность дошкольных образовательных организаций :

комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;

• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;

• интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный про-цесс;

• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

• использование простых и доступных технологий;

• формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;

реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;

• Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.

Таким образом, залог успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в ДОО.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Библиотека изображений:

Публикация Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Шапошникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации
Опубликовано: 30 октября 2023 в 21:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД