МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 7–8 лет «Занимательный русский язык»

Маргарита Семак
Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 7–8 лет «Занимательный русский язык»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательный русский язык»

социально-педагогическая направленность

ознакомительный уровень

Составитель программы :

Семак Маргарита Николаевна

Возраст обучающихся: 7 -8 лет

Срок реализации программы : 1 год

Пояснительная записка

Программа "Занимательный русский язык" имеет социально-педагогическую направленность.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 7–8 лет „Занимательный русский язык“» размещена в разделах

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

Программа нацелена на обучение каллиграфии так же применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребёнку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.

Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Каллиграфия незаметно помогает человеку научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм анализа причинно-следственных связей, трёхмерное видение.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная программа актуальна, так как наряду с интеллектуальным развитием, уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников, их психоэмоциональному здоровью, становлению национального самосознания и патриотизма, формированию гражданской идентичности.

Цель программы :

Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма.

Задачи программы :

Обучающие:

• Учить писать быстро, правильно, красиво.

• Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы.

Развивающие:

• Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

• Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма.

• Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут. Программа рассчитана на 58 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-8 лет.

Формы проведения занятий

• практические занятия по русскому языку с элементами игры;

• интерактивные экскурсии в музей каллиграфии, библиотеку.

В каждом занятии прослеживаются две части:

• игровая

• практическая.

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Ожидаемые результаты

К концу обучение по программе у обучающегося будут сформированы:

• интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;

• интерес к изучению старославянского языка;

• познавательный интерес к новым способам письма;

• адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания.

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

• самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Обучающийся сможет:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения задач с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :

• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

• познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;

• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;

• познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;

• достичь оптимального для каждого уровня развития;

Учебно-тематический план

№ Тема занятия Теория Практика Всего

1. Вводное занятие. 0,5 0,5 1

2 Знакомство с высотой больших и малых элементов 1 1

3 Мелкая моторика руки 1 1

4 По грибы по ягоды 1 1

5 Юный строитель 1 1

6 В гостях у Винни-Пуха и Пятачка 1 1

7 С Аладдином за волшебной лампой 1 1 2

8 "Катаем шарик". 1 1

9 Повторение изученного 1 1

10 Как мы умеем соединять? 1 1

11 Забавные мордашки 1 1

12 Точка, точка, запятая 1 1

13 Друзья: «Буква и Звук» 1 1

14 Зимние забавы 1 1

15 В гостях у Айболита 1 1

16 Ледяной город 1 1

17 Незнайка в Солнечном городе 1 1

18 А что у Вас? 1 1

19 Храбрый заяц 1 1

20 Волшебный клубочек 1 1

21 Веселый жук 1 1

22 Мы ученики 1 1

23 Путешествие в город мастеров 1 1

24 Эти странные буквы 1 1

25 Весёлая азбука 1 1

26 В городе Букваринске. 1 1

27 В Страну Слогов. 1 1

28 В гостях у деда Слоговеда. 0,5 0,5 1

29 Добрый «Волшебник» 1 1

30 Конкурс знатоков по теме «Ударение» 1 1

31 Что такое текст? 1 1

32 Упражнение в письме под диктовку. 1 1

33 Творческое

Занятие «Звуки и буквы» 1 1

34 «Веселый диктант» 1 1

35 «А начинали все медведи…» 0,5 0,5 1

36 В Королевстве ошибок 1 1 2

37 Работа со словарём 0,5 0,5 1

38 Собирал человек слова. 0,5 0,5 1

39 «Особенные» слова 1 1

40 Сочиняем загадки. 1 1

41 Викторина «Напиши правильно» 1 1

42 Необычное занятие 1 1

43 Путешествие в Словоград. 1 2 3

44 Загадки правописания 1 1

45 Занятие-игра «Счастливый случай». 1 1

46 Творческое

занятие «Чему

научились за год»

1 1

Итого 5 45 50

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие (1 ч.)

Инструктаж по технике безопасности.

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики).

Тема 2: Знакомство с высотой больших и малых элементов. (1ч.)

Письмо больших и малых элементов в строчке на одинаковом расстоянии.

Тема 3: Мелкая моторика руки (1 ч.)

Штриховка рисунков, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

Тема 4: По грибы по ягоды (1 ч.)

Обведение рисунков по контуру.

Тема 5: Юный строитель (1 ч.)

Вертикальная штриховка.

Тема 6: В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (1 ч.)

Знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой.

Тема 7: С Аладдином за волшебной лампой. (2 ч.)

Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры. Учимся соединять.

Тема 8: Катаем шарик (1 ч.)

Прямая линия с закруглением внизу Графические упражнения.

Тема 9: Повторение изученного (1 ч.)

Тема 10: Как мы умеем соединять (1 ч.)

Практика плавного соединения букв

Тема 11: Забавные мордашки (1 ч.)

Рисование с использованием элементов букв. Соотнесение звуков и букв.

Тема 12: Точка, точка, запятая (1 ч.)

Работа по клеточкам.

Тема 13: Друзья Буква и Звук (1 ч.)

Различение букв и звуков.

Тема 14: Зимние забавы (1 ч.)

Знакомство с элементами: овал и полуовал.

Тема 15: В гостях у Айболита (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э.

Тема 16: Ледяной город. (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ.

Тема 17: Незнайка в Солнечном городе. (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т.

Тема 18: А что у Вас? (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я.

Тема 19: Храбрый заяц (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё.

Тема 20: Волшебный клубочек (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б.

Тема 21: Веселый жук. (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж.

Тема 22: Мы ученики (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч.

Тема 23: Путешествие в город мастеров (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв Н, К.

Тема 24: Эти странные буквы (1 ч.)

Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ.

Тема 25: Весёлая азбука (1 ч.)

Рисование с использованием элементов букв. Стихи, загадки про буквы и звуки.

Тема 26: В городе Букваринске. (1 ч.)

Разгадывание загадок по теме букв, учимся сочинять загадки

Тема 27: В Страну Слогов. (1 ч.)

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 28: В гостях у деда Слоговеда (1 ч.)

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов»

Тема 29: Добрый «Волшебник» (1 ч.)

Ударение. Чтение сложных слов, работа с орфоэпическим словарем.

Тема 30: Конкурс знатоков по теме «Ударение» (1 ч.)

Викторина по теме "Ударение".

Тема 31: Что такое текст? (1 ч.)

Учимся работать с текстом.

Тема 32: Упражнение в письме под диктовку. (1 ч.)

Тема 33: Творческое Занятие «Звуки и буквы» (1 ч.)

Изготовление стенгазеты "Звуки и буквы"

Тема 34: Веселый диктант (1 ч.)

Тема 35: «А начинали все медведи…» (1 ч.)

Как люди жили без письма

Тема 36: В Королевстве ошибок (2 ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 37: Работа со словарём. (1 ч.)

Тема 38: Собирал человек слова. (1 ч.)

Знакомство со словарем Даля.

Тема 39: «Особенные» слова. (1 ч.)

Сочиняем загадки по словарю Даля.

Тема 40: Викторина «Напиши правильно» (1 ч.)

Тема 41: Необычное занятие (1 ч.)

Виртуальная экскурсия в библиотеки мира.

Тема 42: Путешествие в Словоград. (3 ч.)

Улица антонимов. На улице синонимов. Площадь «вежливых» слов.

Тема 43: Сочиняем загадки. (1 ч.)

Конкурс - самая сложная загадка.

Тема 44: Загадки правописания (1 ч.)

Почему всё-таки жи – ши?

Тема 45: Занятие-игра «Счастливый случай» (1 ч.)

Тема 46: Творческое занятие «Чему научились за год» (1 ч.)

Закрепление и обобщение изученного

Материально-техническое оснащение

• Альбомы или листы для рисования

• Тетради в косую линейку

• Линейки-трафареты

• картинки-иллюстрации

• Доска

• Цветные мелки и карандаши

• Компьютер и мультимедийный проектор

• Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)

Литература

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

• Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

• Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

• Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

• Васина В. В. Праздник числа. М., 1993 г.

• Гуткина Н. И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

• Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.

• Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.

• Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

• Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

• Петлякова Э. Н., Подгорная С. Н. Письмо для малышей. Изд. центр “Март” 2005 г.

• Сайт Образовательный портал «Слово»

• Сайт Уроки каллиграфии

Материально-техническое обеспечение программы

• Альбомы или листы для рисования

Тетради в косую линейку

• Линейки-трафареты

• картинки-иллюстрации

• Доска

• Цветные мелки и карандаши

• Компьютер и мультимедийный проектор

• Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)

Календарно-тематическое планирование

№ Тема занятия Количество часов Дата проведения

1 Вводное занятие. 1 1.10.19

2 Знакомство с высотой больших и малых элементов 1 3.10.19

3 Мелкая моторика руки 1 8.10.19

4 По грибы по ягоды 1 10.10.19

5 Юный строитель 1 15.10.19

6 В гостях у Винни-Пуха и Пятачка 1 17.10.19

7 С Аладдином за волшебной лампой 2 22.10.19, 24.10.19

8 "Катаем шарик". 1 5.11.19

9 Повторение изученного 1 7.11.19

10 Как мы умеем соединять? 1 12.11.19

11 Забавные мордашки 1 14.11.19

12 Точка, точка, запятая 1 19.11.19

13 Друзья: «Буква и Звук» 1 21.11.19

14 Зимние забавы 1 26.11.19

15 В гостях у Айболита 1 28.11.19

16 Ледяной город 1 3.12.19

17 Незнайка в Солнечном городе 1 5.12.19

18 А что у Вас? 1 10.12.19

19 Храбрый заяц 1 12.12.19

20 Волшебный клубочек 1 17.12.19

21 Веселый жук 1 19.12.19

22 Мы ученики 1 24.12.19

23 Путешествие в город мастеров 1 26.12.19

24 Эти странные буквы 1 14.01.20

25 Весёлая азбука 1 16.01.20

26 В городе Букваринске. 1 21.01.20

27 В Страну Слогов. 1 23.01.20

28 В гостях у деда Слоговеда. 1 28.01.20

29 Добрый «Волшебник» 1 30.01.20

30 Конкурс знатоков по теме «Ударение» 1 4.02.20

31 Что такое текст? 1 6.02.20

32 Упражнение в письме под диктовку. 1 11.02.20

33 Творческое

Занятие «Звуки и буквы» 1 13.02.20

34 «Веселый диктант» 1 25.02.20

35 «А начинали все медведи…» 1 27.02.20

36 В Королевстве ошибок 2 3.-5.03.20

37 Работа со словарём 1 10.03.20

38 Собирал человек слова. 1 12.03.20

39 «Особенные» слова 1 17.03.20

40 Сочиняем загадки. 1 19.03.20

41 Викторина «Напиши правильно» 1 31.03.20

42 Необычное занятие 1 2.04.20

43 Путешествие в Словоград. 3 7, 9, 14.04.20

44 Загадки правописания 1 16.04.20

45 Занятие-игра «Счастливый случай». 1 21.04.20

46 Творческое

занятие «Чему

научились за год»

1 23.04.20

Публикации по теме:

«Наша Родина — Россия, наш язык — русский». Конспект ООД с детьми среднего возраста Цель: Показать детям красоту, богатство русского языка. Задачи: - воспитывать любовь к своей Родине, городу, в котором живут, - Закреплять.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 7–8 лет «Занимательный русский язык»
Опубликовано: 29 июня 2023 в 10:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 7–8 лет «Занимательный русский язык»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Семак на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД