Лучший педагог года

Консультация «Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»

Елена Павелина
Консультация «Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»

«Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить ворота»,

— гласит народная мудрость.

Публикация «Консультация „Закаливание детей, Традиционные и нетрадиционные формы“» размещена в разделах

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем с возрастом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно в теплое время года; оптимальное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность; возобновление занятий после перерыва только с разрешения врача.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,

- их регулярность (или непрерывность,

- обязательный учет индивидуальных особенностей организма,

- соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,

- многофакторность,

- комбинирование общего и местного закаливания.

Противопоказания к закаливанию.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Я работаю в первой младшей группе. В своей группе мы используем такие нетрадиционные виды закаливания как, полоскание рта настоями лекарственных трав, закаливание рук (игры с водой в надувном бассейне).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

1. Полоскание горла.

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40 °С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20 °С. Для большей эффективности закаливания горла мы используем настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой комнатной температуры.

2. Закаливание рук.

Игры с водой- одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы,успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаю вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разныx материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

"Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать,какую игрушку он нащупал в воде.

Конспект развлечения для детей 2-3 лет.

Тема: «Чудесная водичка».(Использование потешек при проведении закаливания).

1. Шла баба из-за моря,

Несла корзину здоровья,

Тому-сему по-маленьку,

А Вике-всю корзиночку!

Вос-ль:Ребятки,сегодня мы с вами пойдем в гости к водичке. А кто знает,зачем мы пойдем (ручки закалять).Правильно!.Пойдемте к нашему бассейну и позовем водичку.

Дети все вместе:

2. Знаем,знаем,да-да-да

Где ты прячешься вода!

Выходи водица,

Мы пришли резвиться! (дети опускают игрушки в воду и играют с водой)

3. Ай,лады,лады,лады

Не боимся мы воды,

Все мы закаляемся,

Друг другу улыбаемся (давайте улыбнемся друг другу)

4 Вос-ль:.Ребятки,давайте возьмнм в ручки красивые леечки и польем на ладошки.

Лейся на ладошку

По-немножку.

Лейся,лейся,по-смелей

Закаляйся веселей!

5. Вос-ль:Посмотрите кто у нас здесь плавает в водичке. И рыбки,и утята,и лягушата.

Буль,буль,буль карасики.

Руки моем в тазике,

Рядом лягушата,

Рыбки и утята. (дети играют с игрушками)

6. Возьмем мы в руки ложки (детям раздаются ложки)

Польём водой немножко,

И рыбок и утят.

7. А вот кусочек мыла,

Все мыло и мылило,

И норовило быстро от деток убежать (давайте поймаем мыло)

8. Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С Андрюши худоба.

Водичка вниз,

А Андрюшенька вверх! (дети обмывают руки до локтя и показывают как они «растут» вверх)

9. Вос-ль:От водички,от водицы

Всё улыбками искрится (дети достали ручки, стряхивают,улыбаются друг другу)

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы! (обращается внимание детей на фланелеграф)

Дети закаляются,

Солнцу улыбаются.

10. А теперь ребятки давайте скажем водичке спасибо

Дети все вместе:

Чудесная водичка,

Волшебная водичка,

Сегодня закалила ладошки у ребят!

Материал для занятия: бассейн для закаливания, температура воды,соответствующая данному периоду закаливания, игрушки для различных игр с водой.

Оценка эффективности закаливания детей.

Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма,снижению острой заболеваемости,улучшению нервно-психического развития детей.

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости,быстрое засыпание,глубоий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры,положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Динамика заболеваемости у детей :

• Уменьшение числа часто болеющих детей

• Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

• Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

• Число дней,пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Вывод:Таким образом,используя нетрадиционные формы оздоровления мы добились положительных результатов в работе. Дети,с которыми систематически проводились данные закаливающие процедуры реже болеют,лучше развиваются физически,у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего здоровья детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе»Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе» Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Павелина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Закаливание детей. Традиционные и нетрадиционные формы»
Опубликовано: 14 октября 2021 в 19:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД