Лучший педагог года

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Лариса Енисейская
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Темой моей работы является экспериментирование, потому что я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи:

- сформировать у детей представления об окружающей среде;

- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);

- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.

Экспериментирование – это метод обучения, если применять для передачи детям повседневных знаний; форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе эксперимента; является одним из видов деятельности детей и взрослых.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых поручений не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Демонстрационные наблюдения и эксперименты.

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами.

К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества.

1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.

2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.

3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.

4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.

5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.

6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

Слабые стороны демонстрационных наблюдений:

1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.

2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.

3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.

4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.

5. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей : они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.

6. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.

7. Сведена до минимума инициатива детей.

8. Затруднена индивидуализация обучения.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:

- хорошо видеть мелкие детали;

- рассмотреть объект со всех сторон;

-использовать для обследования все анализаторы;

-реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

-работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и форсированности трудовых навыков.

Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.

1. Труднее найти много объектов

2. Труднее установить контакт с детьми.

3. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

4. Повышается риск ухудшения дисциплины.

5. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:

- если объекты существуют в одном экземпляре;

- если объект в принципе не может быть дан детям в руки (гора, Солнце, дерево);

- если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные);

- если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

- если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

Случайные эксперименты и наблюдения специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в зависимости от той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное на участке (например на участке увидели бабочку, в «Уголке природы»(например расцвел цветок) .Однако это не значит, что ситуативные наблюдения или эксперименты проводить просто. Важно, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае, интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что воспитатель должен повышать самообразование в разделах биологии, географии, экологии, землеведения. Педагог должен быть сам готов разглядеть в природе новое и интересное. Проводя прогулку с детьми важно выискивать в природе те явления, которые могут заинтересовать детей, быть для них интересными, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции или отклик.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Подготовка к запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретной задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и используя соответствующую литературу. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу,

которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента. Не желательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей тишины, работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из вида тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулировка выводов. Иногда это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место- помыть (например совочки или палочки) и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор, вымыть руки с мылом. Временные рамки эксперимента определяются многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, то эксперимент следует отложить, если наоборот, интерес велик, работу можно продолжить сверх запланированного времени. (в зависимости от ситуации).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «История вещей» История - одна из увлекательнейших дисциплин. Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста Тема моего выступления: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В дошкольном.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Цель: - изучить методическую литературу по данной теме;.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность и перспективность. Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на.

Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Цель: Знакомство.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста» «Музей-это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2017 в 16:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Енисейская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД