Папки-передвижки

Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия по заповедным местам Беларуси»

Марина Кучко
Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия по заповедным местам Беларуси»

Экскурсия по заповедным местам Беларуси

занятие для детей старшей группы (5–6 лет)

Программные задачи: формировать представления детей о растительном и животном мире особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь (национальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», Березинский биосферный заповедник); развивать чувство радости от единения с природой; обогащать словарный запас, активизировать речевое общение; воспитывать познавательное бережное отношение к природе родного края.

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Экскурсия по заповедным местам Беларуси“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: эмблемы и галстуки членов «Клуба юных любителей природы»; эмблемы национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озёра», Березинского биосферного заповедника, изображения животных (для наклеивания на планшет, планшеты; мультимедийная установка.

Предварительная работа: беседы о особо охраняемых природных территориях Беларуси, рассматривание книг «Охраняемые животные Беларуси», «Охраняемые растения Беларуси», «Национальные парки Беларуси», чтение рассказов о растениях и животных Красной книги Республики Беларусь.

Ход занятия

Дети стоят полукругом

Воспитатель дошкольного образования (В. д. о.). Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу передать его вам, давайте улыбнёмся друг другу, пусть радость сопровождает нас целый день! (Дети улыбаются друг другу)

А нашу встречу я хочу начать з вершыка Юрася Свіркі:

Мяжуе з Польшчай, Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой

Твой родны край, твая Айчына –

Жыццё тваё і гонар твой.

І ты яе запомні імя

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, твая Радзіма

Названа светла – Беларусь (договаривают дети).

В. д. о. Как красива и разнообразна природа нашей Беларуси. Она богата лесами, реками, озёрами, славится своими болотами. Большим многообразием отличается растительный и животный мир белорусской природы. А как вы думаете, может ли человек своими поступками наносить вред природе?

Дети. Да, люди вырубают леса, загрязняют реки, озёра, воздух, охотятся на животных, рвут редкие цветы.

В. д. о. Да, часто человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. В результате многие виды живых существ исчезли или находятся на гране исчезновения т. е. их осталось очень мало. Тогда люди задумались, как же сделать так, чтобы сохранить природу, исправить свои ошибки. И выход был найден – это организация заповедных территорий. На сегодняшний день наиболее совершенный и надёжный способ сохранения природы.

В. д. о. А вы бы хотели побольше узнать о животном и растительном мире особо охраняемых природных территорий Беларуси.

Дети. Да.

В. д. о. Тогда я вас приглашаю вступить в «Клуб юных любителей природы» и отправиться на виртуальную экскурсию по заповедным местам Беларуси.

Все члены нашего клуба носят определённые атрибуты. Это значки с изображением эмблемы клуба юных любителей природы и галстуки. Я хочу вам их торжественно вручить. (Воспитатель дошкольного образования прикрепляет значки и одевает галстуки). Также в подарок от клуба вы получаете планшеты. В них вы сможете разместить картинки с изображением животных и растений заповедных мест Беларуси (Воспитатель дошкольного образования раздаёт планшеты, и дети присаживаются на стульчики)

В. д. о. Начнём наше путешествие со старейшей заповедной территории не только Беларуси, но и Европы – национального парка «Беловежская пуща» (на экране появляется эмблема национального парка). Кто же из животных и птиц считает Беловежскую пущу своим домом? Может быть это жирафы или слоны?

Дети. Нет, они живут в Африке.

В. д. о. Конечно, эти животные не живут в национальном парке. Из хищников в пуще обитают волк, лисица, рысь, куница лесная, из крупных копытных – дикие кабаны, лось, олень благородный и косули (на экране появляются изображения всех перечисленных животных). И, конечно, настоящим символом национального парка стали зубры. (на экране изображения зубров)

Зубры живут на Земле с давних времён. Но люди беспощадно преследовали этих животных, охотились на них ради мяса, шкуры. Поэтому 100 лет назад в белорусских лесах не осталось ни одного зубра – всех уничтожили. Но к счастью, несколько зубров жили тогда в зоопарках Европы. Их стали разводить, в том числе и в Беловежской пуще. И благодаря этому в наших заповедных лесах появились эти могучие великаны. Может кто-то ещё что-то знает о зубрах?

Ребёнок 1. Я знаю, что зубры питаются травой, листьями и ветками различных деревьев и кустарников, а также объедают кору осины, рябины и ели. Не прочь полакомиться и грибами – опятами и лисичками. Зимой люди подкармливают зубров сеном.

Ребёнок 2. Я помню, что зубры живут стадами. А если на стадо нападают хищники, зубры становятся в круг. В центре круга находятся телята, а наружу грозно торчат рога взрослых.

В. д. о. Молодцы, ребята! Как много интересного вы знаете.

А мы продолжаем нашу экскурсию. На территории пущи обитает много птиц, в том числе и занесённые в Красную книгу Республики Беларусь (на экране появляются изображения птиц). Это бородатая неясыть, чёрный аист, большая выпь, самый крупный пернатый хищник – орлан-белохвост. Ночные хищники, совы, тоже живут в Беловежской пуще. Кроме того, пуща – это единственное место в Беларуси, где отмечены все виды дятлов, встречающихся в Европе.

А теперь давайте познакомимся с зелёным населением пущи (на экране изображения перечисляемых деревьев). Из деревьев в национальном парке растут сосны, ели, дубы. (На экране появляется изображение самой высокой ели в поместье Деда Мороза). Ребята, кто из вас узнал это дерево?

Ребёнок 3. Я, это самая высокая ёлка Беларуси, она растёт в поместье белорусского Деда Мороза в Беловежской пуще.

В. д. о. Верно, это самая высокая ель Европы, высотой более 40 метров.

Мы с вами покидаем национальный парк Беловежская пуща. Подойдите к столу и выберете картинки, которые помогут вам вспомнить о Беловежской пуще. Это могут быть животные, птицы, растения. Вспомните о ком вы слышали, кого видели (дети наклеивают наклейки в планшеты).

Закрывайте свои планшеты, мы отправляемся дальше.

Физкультминутка «Лес»

Только в лес мы вошли, Ходьба

Появились комары. Хлопают в ладоши

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем. Раскачиваются

Мы шагаем, мы шагаем, Ходьба

Руки кверху поднимаем,

Дышим ровно, глубоко Вдох, выдох, вдох, выдох

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идём – Ходьба

Вдалеке там водоём Смотрят вдаль

Прыгать мы умеем,

Прыгать будем мы смелее Прыжки вперёд, назад

Раз, два, раз, два.

Впереди у нас вода

К водоему подойдем Ходьба

И беседу заведем

В. д. о. Проходите (дети садятся на стульчики). Мы с вами оказались в Березинском биосферном заповеднике. (На экране изображения реки Березина) Березина – главная река заповедника. Здесь сохранились труднодоступные лесные массивы и болота (изображение глухого леса с болотом, где в естественных условиях обитают лоси, медведи, бобры, выдры, норки и другие животные (на экране изображения лося, медведя, бобра, выдры, норки). На эмблеме заповедника изображен медведь (на экране эмблема заповедника). А что вы знаете об этом удивительном животном? (на экране изображение медведя)

Ребёнок 4. Бурый медведь на зиму впадает в спячку. Чтобы проспать до весны, в конце лета и осенью он много ест ягод, грибов, корней, орехов, рыбы, иногда нападает на лосей, диких кабанов. Берлогу себе делает в сухих ямах под корнями упавших деревьев.

Ребёнок 5. Я знаю почему медведь зимой сосёт лапу. У него на лапах толстая кожа. Летом, когда медведь ходит, она стирается, а на её месте растёт новая. Зимой медведь не ходит, кожа не стирается, а новая продолжает расти.

В. д. о. Совершенно верно. Старая кожа подсыхает, трескается, а обсасывая лапы, медведь увлажняет кожу слюной.

Давайте поговорим о растительном мире заповедника. В растительном покрове преобладают сосновые леса (на экране изображение соснового бора). Также встречаются ельники и широколиственные леса (изображение елово-широколиственных лесов). А вы знаете, какие деревья растут в широколиственных лесах?

Дети. В таких лесах растут дубы, клёны, липы.

В. д. о. Молодцы, всё верно. Также в заповеднике можно встретить и мелколиственные деревья: берёзу, осину, ольху. А ещё в Березинском биосферном заповеднике обнаружены и интересные растения. Например, венерин башмачок – растение, занесённое в Красную книгу Беларуси, довольно редко встречается на территории Беларуси (на экране изображение венериного башмачка). Посмотрите на венерин башмачок. Правда, не зря это растение получило своё название? Его цветок в самом деле напоминает изящный башмачок. С помощью этих красивых цветков растение приманивает насекомых-опылителей.

На этом наше путешествие по Березинскому биосферному заповеднику заканчивается. Подойдите к столу и вспомните, какие животные и растения считают заповедник своим домом (дети наклеивают наклейки в планшеты).

В. д. о. Перед тем как продолжить нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе. Эти правила нужно соблюдать всегда, бывая на природе, и особенно при посещении особо охраняемых природных территорий, таких как национальный парк или заповедник. Дети получают карточки с условными обозначениями правил поведения в природе и называют эти правила.

1. Не мусорить;

2. Не трогать птичья яйца в гнезде;

3. Не ломать деревья;

4. Не разжигать костёр;

5. Не ловить бабочку или жука;

6. Не рвать цветы;

7. Не разорять муравейник;

8. Не трогать и не забирать домой зверей и насекомых.

В. д. о. Молодцы все правила знаете, давайте продолжим нашу виртуальную экскурсию (дети присаживаются на стульчики).

А вы знаете, что нашу Беларусь называют синеокой? Как вы думаете почему?

Ребёнок 6. Потому что много озёр, рек и ручейков.

В. д. о. Да, действительно, наша Беларусь – это край тысяч рек и озёр. Поэтому я приглашаю вас посетить национальный парк «Браславские озёра» (на экране эмблема национального парка, (главное богатство которого – озёра. Их тут 74 (на экране изображения Браславских озёр, островов на озёрах)

В. д. о. Наша третья экскурсия в национальный парк «Браславские озёра» (На экране изображения Браславских озёр, островов на озёрах, черного аиста, серого журавля, зимородка).

Браславские озёра являются территорией важной для птиц, многие из них занесены в Красную книгу Беларуси: черный аист, серый журавль, зимородок, трёхпалый дятел, скопа, подорлик (на экране изображения перечисляемых птиц).

На экране появляется изображение серого журавля.

В. д. о. Вы узнаёте птицу, изображённую на экране?

Ребёнок 7. Да, это серый журавль. Эта птица занесена в Красную книгу. Мы с мамой читали, что, вернувшись из тёплых стран, серые журавли селятся на болотах. Там можно увидеть их танцы.

В. д. о. Действительно серые журавли умеют танцевать. Они кланяются друг другу, хлопают крыльями, танцующим шагом прохаживаются вокруг партнёра, то замедляя, то убыстряя ход. Хотите узнать почему серых журавлей считают очень умными птицами?

Дети. Да.

В. д. о. Пока вся стая кормится, 2-3 журавля стоят в дозоре, зорко наблюдая нет ли опасности. А если стаю вспугнуть, то, прежде чем вернуться на прежнее место, несколько журавлей прилетят на разведку.

Продолжить знакомство с населением Браславских озёр я хочу загадкой.

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Кто это?

Дети. Бобры. (на экране появляется изображение бобра)

В. д. о. А где живут бобры?

Дети. В реках, строят хатки.

В. д. о. Строить эти водолюбивые животные умеют и норы, и хатки. И в том и в другом случае выход из жилища находится под водой. Понравился бобру крутой берег – он роет нору. А если берег пологий – то из веток, палок, сучков зверь сооружает хатку, используя глину и ил для скрепления.

Ребёнок 8. Мне папа рассказывал, что бобр может пробыть под водой пятнадцать минут, не всплывая: его уши и нос при погружении закрываются особыми клапанами. А ещё у бобров прозрачные веки, поэтому они могут видеть под водой.

В. д. о. Какие вы молодцы вместе папой, столько интересного знаете про бобров.

Как вы думаете, кто ещё живёт в озёрах?

Дети. Рыбы.

В. д. о. Да. Богаты Браславские озёра и рыбой. Здесь обитают сом, язь, толстолобик, белый амур, угорь (изображения перечисляемых рыб, ряпушка, занесённая в Красную книгу (изображение ряпушки на экране).

В. д. о. Вот и закончилось наше путешествие по Береславским озёрам. Давайте подойдём к столу, и вы дополните свои планшеты картинками жителей национального парка.

После заполнения планшета, дети становятся полукругом.

В. д. о. Наша виртуальная экскурсия по заповедным местам Беларуси подошла к концу. Давайте вспомним, какие особо охраняемы природные территории мы сегодня посетили?

Дети. «Беловежскую пущу», «Браславские озёра», «Березинский заповедник».

В. д. о. А вам понравилось наше путешествие?

Дети. Да!

В. д. о. На память о нашей виртуальной экскурсии у вас останутся планшеты с информацией о заповедных местах Беларуси, которые мы сегодня посетили. И вы сможете дома поделиться впечатлениями со своими близкими. А я хочу пожелать вам на летних каникулах вместе с родителями посетить эти заповедные места.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группыКонспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группы Программное содержание: -расширить и уточнить знания детей об улитке. -активизировать словарь детей. -развивать память, моторику рук. -воспитывать.

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Деревья в снегу»Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Деревья в снегу» Конспект занятия по лепке для детей старшей группы (5–6 лет) «Деревья в снегу» Цель: Учить детей лепить деревья из нескольких частей. Задачи.

Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по заповедным местам Белгородчины (Лес на Ворскле)» Цель: Познакомить детей с заповедными местами родного края – Белгородчины. Задачи: - Дать детям представление об охранных природных территориях.

Конспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группыКонспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группы Задачи. Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды», «природные явления». Закрепить знания детей о приборах,.

План-конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»План-конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в зоопарк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка» План-конспект открытого занятия в старшей.

Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группыКонспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группыКонспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группы Виртуальная экскурсия «Краснодар - город воинской славы» для детей старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский.

Экскурсия по боевым местам «Форт №5» (Фотоотчет)Экскурсия по боевым местам «Форт №5» (Фотоотчет) ЦЕЛЬ: Воспитание у дошкольников патриотических чувств, гордости и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Вокруг Калининграда.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия по заповедным местам Беларуси» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Кучко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия по заповедным местам Беларуси»
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 20:27
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД