Получи документы

Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте

Марина Скорода
Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте

Скорода Марина Валентиновна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детского сада №9 «Ромашка»

«Экологическое воспитание, как средство формирования

нравственности и духовности

в дошкольном возрасте»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши,

Публикация «Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души! (Н. Луконина)

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку быть добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто знает и понимает ее, глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – наш родной край, земля, которая нас кормит. Чтобы ребенок начал понимать природу, чувствовать ее красоту, изучать ее язык, беречь ее богатства, нужно с детства прививать любовь к ней. Знакомя детей с природой, педагогу необходимо открыть им возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу детей, способствует формированию положительных моральных качеств. Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос формирования у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.

Духовно-нравственное воспитание детей вплотную связано с экологическим воспитанием. Оно является главным направлением в работе детского сада, где конечной целью является формирование нравственно- экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.

У полюбившего природу ребенка не возникает желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.

Наблюдая за детьми, я заметила, что у них снижен познавательный интерес к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родителей детей не компетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии.

Актуальность проблемы определили выбор темы. Я сама интересуюсь литературой о природе, с удовольствием читаю книги, журналы, статьи. Все это помогает больше узнать и рассказать детям. Свои знания я применяю к подготовке НОД, бесед или во время наблюдений на прогулке и в играх с детьми.

Чтобы мои воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. И если, такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой, тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Основная цель моей работы:

- воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи:

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- обогащать представление детей о природе донского края, о взаимодействии человека и природы;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Работа по внедрению экологической деятельности проходила в несколько этапов:

1этап. С целью повышения своей компетентности по данному направлению, мной была изучена и проанализирована литература по экологическому развитию детей дошкольного возраста.

2 этап. Создание необходимой материально-технической базы, без которой невозможно осуществлять деятельность. Технические средства обучения (телевизор, видеопроектор, ноутбук, компьютер, аудиоаппаратура, музыкальный центр, печатно-множительная техника).

3 этап. Стала организация предметно-пространственной развивающей среды.

В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями, организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии.

Для воспитания трудовых навыков, познавательного развития, а так же для выработки навыков экологически безопасного поведения создан мини-огород на окне и огород на участке ДОУ.

Для приобретения навыков ухода за живыми организмами, воспитания бережного отношения к живым существам на прогулочном участке ДОУ организована столовая для птиц.

Свою работу я строю следующим образом:

- организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы;

- целевые прогулки, экскурсии в природу;

- наблюдения за растительным и животным миром;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада;

- чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, знакомство с познавательными видеороликами о природе;

- сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций;

- организация экологических праздников, досугов, развлечений;

- продуктивная деятельность на экологическую тематику, выставки детских работ;

- проектная деятельность экологической направленности.

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, приводят к возникновению у детей чувства любви к природе.

Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности. Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, дает возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое, ухаживать и наблюдать за ним.

Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем их надо кормить.

В своей работе активно использую труд в природе: осенью – уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб, а так же работа на огороде. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляя тем самым правила поведения в ней.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Все новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

Огромное значение в формировании духовно-нравственного воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Особое место отводится произведениям Е. И. Чарушина, В. Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. И с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которую я использую в работе с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет им радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Праздники – важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осенины», «Масленица», «День земли», «Весна – красна» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает в детях чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребенок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребенка любоваться красотой русской березы – символом России, значит сформировать у него чувства патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию, стремления детей познавать мир, учиться использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. Проведены проекты «Витамины на окне», «Я родился на Дону». Новизна проекта «Я родился на Дону» заключается в том, что он основан на использовании регионального компонента и ориентирован на изучение проблем экологии Донского края.

Какими вырастут наши дети, зависит только от нас, от взрослых. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить ребенка любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещен материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и в родительских чатах я стараюсь дат больше информации родителям о том, как приучать детей:

- не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья;

- бережно относиться к насекомым, птицам, животным;

- систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека;

- учить замечать красоту окружающей природы;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

Родители охотно принимают участие в детских праздниках, выставках, смотрах-конкурсах, так же принимают участие в природоохранных акциях.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыки рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания и правдолюбия.

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. М. : Перспектива, 2009

2. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2005

3. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи, и творческие задания/А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – 2-е изд. –М. : Амрита – Русь, 2008

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. -М. : Мозаика-Синтез, 2004

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Экологическое воспитание дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 12:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД