МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе

Надежда Юрьевна Бердникова
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Тема по самообразованию:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы»

(подготовительная группа)

Бердникова Надежда Юрьевна

высшая квалификационная категория

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе» размещена в разделах

18 лет

Романова Надежда Ивановна

I квалификационная категория

Рязань, 2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы!

— Живы мы!

Валентин Берестов

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, в частности к птицам. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Объектом для ознакомления мною были выбраны птицы средней полосы России. Птицы – частые гости на участке детского сада. Детям интересно за ними наблюдать. Заметив эту особенность, я выбрала темой самообразования «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средне полосы».

Целью работы над темой стало создание условий для ознакомления с птицами родного края.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать представления о птицах, живущих в средней полосе России.

• Формировать осознанное отношение к птицам, желание детей заботиться о пернатых.

• Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.

Развивающие:

• Развивать интерес к жизни птиц

• Развивать воображение, мышление, речь детей.

• Развивать слуховое внимание.

Воспитательные :

Воспитывать любовь к природе.

Воспитывать желание заботиться о птицах.

Дата начала работы над темой: ---

Предполагаемая дата окончания работы: ---

Информационно-аналитический этап

№п/п Форма работы Срок

1. Подготовительный этап.

1. Посещение РМО

2. Просматривание вебинаров

3. Изучение литературы по теме:

• Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников».

• Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».

• С. Н. Николаева «Эколог в детском саду».

• Т. Куликовская «Познаем окружающий мир – птицы».

2 Основной этап.

Месяц Неделя Тема Содержание

сентябрь 1 Прогулка «Птицы на нашем участке» Учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу.

Развивать наблюдательность. память;

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

3 Просмотр презентации «Птицы России» Познакомить с основными представителями птиц, живущих на территории России.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе.

октябрь 1 Просмотр презентации «Перелетные птицы» Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним

3 Экспериментальная деятельность «Почему улетают птицы» Уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе.

Расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.

Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

ноябрь 1 Познавательно – исследовательская деятельность «Как летают птицы» Исследовать строение пера птиц.

Закрепить у детей исследовательские умение находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

3 Рисование «Какие зимующие птицы прилетели на кормушки» Учить детей изображать выбранную зимующую птицу на основе сложившихся представлений о птицах и самостоятельного анализа ее форм, строения, пропорций.

Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Воспитывать любовь к птицам, желание помочь им в трудное для них время.

декабрь 1 Наблюдение за вороной Углублять представление о вороне; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать наблюдательность, интерес к природе; обогащать словарный запас; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время.

3 Вечер загадок «Какие разные птицы». Закреплять знания о зимующих птицах.

Развивать воображение, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.

январь 2 Наблюдение «Следы птиц на снегу» Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу.

Активизировать словарь по теме: отпечаток, следопыт, след.

Воспитывать любовь к пернатым.

3 Аппликация «Синичка»

Расширять знания о зимующих птицах Развивать мелкую моторику.

Поддерживать интерес и любовь к творчеству.

Воспитывать любовь к птицам.

февраль 1 Интерактивная игра «Что это за птица Продолжать узнавать птиц по внешнему виду.

Продолжать учить узнавать птиц по их крику.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

2 Решение проблемных ситуаций Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.

Развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.

март 1 Просмотр презентации «Птичьи гнезда» Закрепить представления детей о птицах Средней полосы, о роли человека в жизни птиц.

Познакомить детей с вариантами гнезд, материалом для них.

3 Составление рассказа-описания «Ласточка» с применением дидактического синквейна. Закрепить представления детей о перелетных птицах.

Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна.

Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

апрель 1 Развлечение «День птиц» Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, Сезонных изменениях в природе.

Развивать внимание и эстетическое восприятие природы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

3 Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарный кабинет». Игровая ситуация «Орнитолог». Расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках, образе жизни.

Познакомить с понятием «орнитолог».

Воспитывать любовь к птицам, желание оказывать помощь.

май 1 Детско – родительское мероприятие «Юные орнитологи в царстве невиданных снов» Расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках, образе жизни.

Вызвать желание создать образ своей сказочной птицы, используя возможные средства выразительности, нетрадиционные материалы для передачи характерных особенностей совы.

Поддерживать интерес к коллективному творчеству – работа выполняется в технике «коллаж».

Привлечь родителей к творческой работе для повышения их интереса к занятиям детей.

Воспитывать доброе, заботливое отношение, любовь ко всему живому.

3 КВН «Знатоки птиц» Закрепить и расширить знания детей о птицах, учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни птиц.

Воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе

Развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить

Итоговая диагностика.

Работа с родителями

№п/п Формы работы Срок

1. Анкетирование «Мое отношение к птицам» сентябрь

2. Разработана памятка «Скворечник своими руками!» ноябрь

3. Папка – передвижка «Кормушка для птичек» декабрь

4. Консультация «Лучшая экокормушка» январь

5. Консультация «Наблюдаем за птицами весной» март

3 Заключительный этап. Представление опыта работы.

№п/п Формы работы Срок

1. Семинар-практикум для воспитателей «Любовь к природе» октябрь

2. Открытый просмотр НОД «Дикие птицы средней полосы» апрель

3 Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. май

Список используемой литературы

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

2. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»

3. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду»

4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»

5. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду»

6. С. И. Васильева Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы»

7. Т. Куликовская «Познаем окружающий мир – птицы»

8. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

9. Т. С. Комарова "Занятия по изодеятельности".

10. И. А. Лыкова "Изодеятельность в д/с".

11. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Г. А. Богославец «Проекты в работе с семьей»

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:

Публикация Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Юрьевна Бердникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с птицами средней полосы в подготовительной группе
Опубликовано: 17 января 2024 в 07:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД