Получи документы

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов

Лилия Назырова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов

«Экологическое воспитание детей посредством метода проектов».

Проблема: как обеспечить экологическое воспитание и развитие, используя метод среднего дошкольного возраста

проектов.

Цель программы: разработать и применить на практике условия реализации экологического развития детей среднего дошкольного возраста посредством метода проектов.

Задачи программы:

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов» размещена в разделах

1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

2. разработать и апробировать проектную деятельность в ДОУ, соответствующую новым подходам к повышению компетентности детей среднего дошкольного возраста и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников.

3. мониторинг результативности деятельности.

4. презентовать результаты инновационной деятельности педагогическому сообществу, а также тиражировать опыт в масштабах района.

Результаты реализации программы:

-самовоспитание интереса к педагогическому поиску, формированию чувства удовлетворенности за деятельность в своей профессии;

- внедрение новых педагогических технологий в образовательную деятельность ДОУ;

-система работы по экологическому воспитанию включена в воспитательно-образовательный процесс ;

-внедрена система мониторинга эффективности трудовой деятельности.

Сроки реализации программы: -1 год.

Проблема экологического воспитания человека - сложная и многогранная. Ее появление обусловлено целым рядом объективных причин, порожденных, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Тем самым первоначально и в первую очередь экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения. Ее решение тесно связано с разработкой современной философско-исторической концепции отношения человека и природы. Сложившаяся к настоящему времени в рамках целого ряда научных дисциплин (и прежде всего в философии, социальной экологии и общей теории жизни, эта концепция позволяет определить общие подходы к сущности экологического воспитания, его содержанию и направленности. Отношение к природе стало предметом познания людей с тех пор, как они осознали себя людьми. Сейчас вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Как правило, ост­рота этого вопроса связывается с реальной экологической опасностью. Она приобретает все более угрожающий характер и масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы. Одна из основных причин, вызвавших экологический кризис - деятельность человека в природе, рост промышленного производства с использованием природных ресурсов без достаточного учета основных биологических и экологических закономерностей. Это приводит к необратимому нарушению баланса природных сил биосферы; в планетарном масштабе порождает неуправляемые цепные реакции, уже в ближайшее время грозящие гибелью людям и всему живому на Земле.

Однако проблема не только в самой экологической опасности. Она лишь явление, в значительной мере отражающее сущность. Правильная оценка сложившейся ситуации, а главное, поиск оптимального выхода из нее возможны только в том случае, если будут вскрыты глубинные особенности взаимодействия человеческого общества и природы, проявлением которых она служит. Анализируя их, исследователи приходят к выводу о том, что в современных условиях необходимо осуществить переход к новому типу связи общества и природы; научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Такой тип связи был обоснован В. И. Вернадским в его учении и ноосфере. (Кондратьева Н. Н.)

Экологическое образование – это сравнительно недавно появившееся в педагогике направление. Экологическое образование пришло на смену ознакомлению детей дошкольного возраста с природой, имевшему целью обеспечение накопления у детей представлений об отдельных объектах и явлениях природы. Основной целью экологического образования является раскрытие перед детьми связей и отношений между живыми, неживыми объектами и человеком. И. Д. Зверевым цель экологического образования понимается как формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде.

Складывающаяся сегодня парадигма экологического образования опирается на новый, научно обоснованный и гуманистически ориентированный, взгляд на взаимодействие человечеств и природы. В связи с появлением экологического направления в образовании по-новому трактуются такие педагогические термины как обучение, воспитание и развитие (И. Д. Зверев). Экологическое обучение рассматривается как формирование у детей системных знаний об окружающей среде, экологических проблемах и идеях их разрешения. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание рассматривается как приобщение ребенка к миру человеческих ценностей. Ценностные основы отношения к природе формируются у ребенка через приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, таких как:

- познавательные ценности (чувство первооткрывателя, радость экспериментирования с объектами неживой природы, открытие нового в знакомом и знакомого в новом, осознание простейших закономерностей, их непреложности);

- ценности переживания (красота, загадочность природы, одушевление ее объектов);

- ценности преобразования (стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы).

Экологическое развитие обеспечивает становление экологических убеждений, ответственности, первичное осознание экологических проблем как личностно значимых.

Задачами экологического образования являются:

- формирование определенной системы экологических знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней, т. е. формирование у детей элементов экологического сознания;

- формирование позитивных чувств и отношений как к окружающей природе в целом, так и отдельным ее представителям, т. е. воспитание гуманного отношения к природе;

- умений и навыков экологически грамотного поведения в природе, экологически грамотной природоохранной деятельности.

Педагогический процесс рассматривается как система педагогического взаимодействия его субъектов, направленная на достижение результата. Какой результат должен быть достигнут в экологическом образовании? Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составляющие экологической культуры (по С. Н. Николаевой) :

• системные знания о природе, их экологическая направленность, научная обоснованность;

• умение использовать знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту);

• привычка заботливого, рачительного, ответственного отношения к природе.

• Теоретическими основами экологического образования дошкольников являются положения науки:

• о единстве Человека и Природы (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Л. А. Чижевский и др.);

• о возможности понимания детьми природа как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и человечества (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев и др.);

• о единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношения человека к окружающей действительности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

• о необходимости перехода к новой экологической парадигме, основанной на био (эко)центризме (И. Н. Пономарева, Н. А. Рыжова и др.);

• о необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. Е. Фрейдкин, И. А. Хайдурова и др.);

• о формах и методах экологического воспитания (Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, З. П. Плохий, Н. А. Рыжова и др.);

• об экологической грамотности педагога как условии экологического воспитания ребенка (Т. А. Маркова, П. Г. Саморукова и др.);

• о стимулирующей роли «развивающей среды» в педагогическом процессе (Н. А. Ветлугина. Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова, Р. Б. Стеркина и др.).

При научной разработке проблем экологического образования детей на современном этапе важность приобретают следующие вопросы:

• отбор научных понятий и ведущих идей в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту;

биоэкология как основа методики экологического воспитания дошкольников

• принципы отбора содержания экологического образования дошкольников;

• учет специфики возраста детей, их психического и личностного развития при отборе понятий и экологического материала.

Таким образом, в науке отчетливо обозначилась возможность и необходимость целенаправленного экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста.

(В. Л. Малашенкова)

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Вопрос об экологическом воспитание детей, является одним особо значимым и важным в настоящее время. Экологическое состояние нашей планеты.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Тезисы по теме: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к Детской литературе посредством метода проекта ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА Олимова Василина Равшановна, студентка.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель I кв. к. МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание и образование детей –проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек.

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Библиотека изображений:

Публикация Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилия Назырова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов
Опубликовано: 17 октября 2017 в 16:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД