Получи документы

Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Юлия Бреднева
Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Программные педагогические задачи: формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении, развивать связную речь.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к рукотворному миру, активность для расширения своих знаний; имеет представление о предметах народного быта.

Публикация «Народная культура и традиции, Познавательное занятие „Эх, лапти мои, лапти липовые…“» размещена в разделах

Словарная работа: лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Подготовительная работа: посещение выставки русской народной одежды; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками.

Материал: круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви; лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, тесьма – для каждого ребенка.

Содержание деятельности

(Дети входят в избу под народную песню «Валенки».)

- О чем эта песня?

- Валенки – это разновидность обуви, которую носили наши предки. Их носят и сейчас. А какую еще старинную обувь вы знаете?

- Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого.)

- Положите картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы – в другой.

(Дети называют вид обуви, воспитатель раскладывает картинки по кругам Эйлера.)

- Какая обувь была самой распространенной на Руси?

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти

(показывает).

- Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти : в «теплое время года» или в «холодное»? (Предположение детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой необычной обуви.

(Дети примеряют лапти.)

- Что вы почувствовали? Какие лапти? (Лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух). Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.

- А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?

Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

- Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей).

- Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки).

- Из чего же плени лапти?

- Отгадайте загадку.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают –

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

- Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или, как говорят в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты.

- Вспомните, что такое береста? (Ответы детей).

- Лапти из бересты считались праздничными.

- Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком

(показывает образцы плетения).

- Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

- Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом – за три месяца, а зимой – за девять.

- Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили).

- Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лес, то будешь в новой обуви щеголять.

- В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти. Это 22 февраля – «на Никифора лапти плетут».

- Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:

Ох, лапти мои, лапоточки мои!

Огороды вы пахали, Танцевать сюда попали.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживем –

Новы лапти наживем.

- Посмотрите еще раз на круги с картинками, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти? (На пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой и летом.

- Сегодня мы попробуем сплести лапти, но не из лыка и бересты, а из тесьмы.

- Чтобы они получились красивыми, возьмем цветную тесьму. Сначала наложим несколько кусочков тесьмы одного цвета на бумажный силуэт вертикально, прикрепим их булавками, а затем будем вплетать тесьму другого цвета горизонтально – то сверху, то снизу. Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя).

С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем! Дети играют в русскую народную игру.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции»Фотоотчёт по познавательному развитию «Народная культура и традиции» Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: «В гости к тётушке Варварушке» Цель: Формирование.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Календарное планирование в средней группе по теме «Народная культура и традиции» Цели: Продолжать знакомить с народной культурой. Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и.

Конспект занятия по развитию речи «Народная культура и традиции» Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу,.

Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа. Задачи: 1. Расширять.

НОД. ФЦКМ «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Воспитание уважения к.

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Возраст: 5-6 лет (старшая группа) Цель: Представления о народных традициях и обычаях, предметах народного быта. Воспитывать интерес и любовь.

«Народная культура и традиции». Проект .

Проект «Народная культура и традиции» в старшей группе Управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Видео «Веселый танец «Валенки» и песня «Лапти» в исполнении девочек старшей группы» Новогодний утренник - это яркое запоминающееся мероприятие в детском саду. Дети ждут этого утренника, готовятся, желают все выступить. Веселые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура и традиции. Познавательное занятие «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
Опубликовано: 2 июля 2019 в 22:02
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД