Папки-передвижки

Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в ДОУ

Наталья Санисус
Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в ДОУ

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании физического и психического здоровья. Именно на этом этапе важно воспитывать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому необходимо формирование у дошкольников сознательной установки на здоровый образ жизни.

Публикация «Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в ДОУ» размещена в разделах

Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, создание и поддержание здоровьесберегающей среды, формирование ценностных установок на здоровый образ жизни. Коллектив педагогов работает над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей.

Коллектив ДОУ стремится сохранить и укрепить здоровье не только детей в целом, но и каждого отдельного ребенка. Педагогическая поддержка осуществляется в личностно-ориентированном ключе, предполагающем основной задачей развитие индивидуальности ребенка. Результаты физического развития детей фиксируются медсестрой (антропометрические данные ребенка, диагностикой по физическому развитию ребенка по образовательной области «Физическое развитие», учет заболеваемости в каждой возрастной группе). Работа по данному направлению строится с учетом народных традиций, климатических условий, экологической обстановки, в соответствии с ФГОС и СанПиНа.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ осуществляется по нескольким направлениям:

1. Лечебно - профилактическое (фитотерапия, витамонотерапия, ионотерапия, лукочесночная терапия в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей). Закаливающие мероприятия (умывание холодной водой, контрастные водные и воздушные ванны, ходьба по мокрому, ходьба по ребристой доске, по гальке, точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика, и т. д.

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации, музыкотерапии, сказкотерапии, песокотерапии в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни). Занятия по валеологии (под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводятся с дошкольниками средних, старших и подготовительных групп. Цель занятий – развивать интерес у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании, учить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром, развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты и здорового образа жизни. С целью реализации годовой задачи : «Укрепление физического и психического здоровья детей через создание условий систематического оздоровления организма детей, через систему физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с ФГОС», путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий проведена следующая методическая работа с кадрами:

- консультация «Двигательный режим в детском саду», «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО», «Здоровьесберегающая предметно – пространственная развивающая среда», «Модернизация комфортной развивающей среды в ДОО».

-семинар-практикум «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. Для ведения оздоровительной работы есть в ДОО просторный, хорошо освященный, уютный спортивный зал с необходимым спортивным инвентарем для детей. В каждой возрастной группе по требованиям ФГОС создана развивающая среда, где дети в свободное время могут уединяться, заниматься творческой деятельностью, играть, изучать, экспериментировать. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, дыхательных упражнений, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения «Что такое этикет?», ведению здорового образа жизни «Здоровый образ жизни семьи», «Мы и спорт» рациональному питанию «Правила поведения за столом», «Правильное питание – о пользе фруктов и овощей», соблюдению правил безопасного поведения «Правила безопасности», «Правила дружбы» и правил личной гигиены «Для твоего здоровья», «Средства личной гигиены», «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны». Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Режим дня, двигательный режим соответствует возрасту детей и требованиям СанПиН. А так же недельная образовательная нагрузка соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.

В рабочих программах педагогов отражается ведение оздоровительной работы, предусмотрено должное время для соблюдения двигательного режима. Планируемые формы работы по созданию установок на здоровый образ жизни разнообразны: игры на свежем воздухе, наблюдения, прогулки, беседы, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, закаливающие, профилактические процедуры, упражнения релаксации, проветривание, кварцевание, аэроионизация воздуха – лампа Чижевского, и т. д. Режимные моменты выполняются (конечно же есть небольшие нюансы, желательно, чтобы и их не было – время обеда, прогулки, игры на свежем воздухе, некоторые элементы закаливания). Обязательно выходить на прогулку, хотя бы на некоторое время, дышать свежим воздухом. Проводить игры на свежем воздухе. Мы должны соблюдать все санитарно – гигиенические требования.

В ДОО имеется педагог – инструктор по физической культуре. Педагогом ведется работа по укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни. Утренняя зарядка, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия, праздники, развлечения по всем возрастным группам периодически проводятся. Занятия по физической культуре всегда должны проводиться методически правильно, соблюдая все этапы проведения оздоровительной работы, начиная с ОРУ, основные движения и подвижные игры обязательно. Упражнения для каждой возрастной группы периодически разнообразить, повышать у детей интерес и желание заниматься спортом, беречь свое здоровье, закаляться. Физкультуру на воздухе обязательно проводить, не замещать другими видами деятельности.

Во всех группах просмотрена организация и проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, закаливающие и профилактические процедуры, гигиенические процедуры, дыхательная и пальчиковая гимнастики. Также просмотрена деятельность детей и педагогов во время разных режимных моментов. Дети развиваются согласно возрасту. Все дети активны, с интересом ходят на занятия физической культурой, выполняют физические упражнения, радуются успехам. Дети старшего возраста знают много подвижных игр, правила и ход игр. Таким образом, заболеваемость детьми вирусными и простудными заболеваниями не высокая, случаев заболеваний гриппом, инфекционных заболеваний нет. Данные анализа заболеваемости свидетельствуют об эффективности проводимой физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Во всех возрастных группах для анализа заболеваемости, дифференцированного подхода к индивидуальной работе с детьми воспитатели заполняют «карты здоровья», где указываются показатели здоровья детей : группа здоровья, имеющиеся хронические заболевания, заболеваемость по месяцам.

Педагоги в своей деятельности используют комплексы физминуток, динамических пауз, комплексы пальчиковых гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. В отсутствие воспитателя по ФИЗО, проводят занятия по физкультуре. Все воспитатели знают программные задачи и методику работы по разделу «Физическое развитие». Достаточно грамотно планируют и организовывают двигательный режим детей в течение дня. Умело руководят формированием у детей культурно-гигиенических навыков.

Непосредственно образовательная деятельность во всех группах проводится в соответствие с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Во время проведения занятий воспитатели групп вовремя замечают признаки утомления детей, умеют переключить их внимание, проводят физминутки, соответствующие возрасту детей.

Во всех группах ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия : утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры на прогулках, игры малой подвижности в группе, три раза в неделю – физкультурные занятия, соблюдается режим прогулок. Во всех группах проводятся щадящие формы закаливания: умывания, хождение босиком, воздушные ванны до и после сна. С детьми старших групп широко используются в качестве оздоравливающих процедур оздоровительный бег на прогулке, ходьбу по мокрым дорожкам, воспитатели групп ежедневно перед прогулкой проводит с детьми дыхательную гимнастику. Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей, во всех группах имеется соответствующая её маркировка. Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги, для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, имеются ребристые дорожки, массажные коврики для профилактики плоскостопия. Уголки требуют обновления и пополнения. У воспитателей подборка комплексов утренней гимнастики, комплексы пальчиковых, дыхательных, подвижных игр и упражнений. (обмен опытом)

Для создания психологического комфорта в детском саду во всех группах созданы условия для самостоятельно-поисковой, экспериментальной деятельности, имеются театрально-речевые зоны, разнообразный изобразительный материал для воплощения творческих замыслов детей.

Оборудованы зоны отдыха (детская мягкая мебель, уголки уединения).

Во всех группах соблюдается режим дня, режим двигательной активности. Соблюдается рациональное питание.

Благоприятным фактором психологического комфорта в группе является стиль педагогического общения воспитателя с детьми. Наблюдение за деятельностью педагогов показало, что 100% воспитателей предпочитают демократический стиль общения – общение на основе дружеского расположения. Большинство педагогов ДОО работают в ключе личностно-ориентированной модели, воспринимают ребёнка как равного, но другого, со своими проблемами, желаниями, интересами.

Работа с родителями:

Педагогами изготовлены папки – передвижки, стенды с детскими фотографиями, отражающие физкультурно-оздоровительную работу в детском саду: «Неболейка», «Первые шаги ребенка к здоровью», «Неболейка», «Здоровый образ жизни семьи», «Зимние забавы».

Во всех группах в родительских уголках есть наглядная информация для родителей по вопросам организации закаливания, профилактики различных заболеваний.

Наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. В этой деятельности должны принимать участие все педагоги: работа воспитателей, физкультурного работника, учителя-логопеда и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей. Поэтому всем педагогам необходимо обратить большое внимание на развитие и формирование установки у детей на здоровый образ жизни. Оздоровительные моменты используются во время любой деятельности: прогулки, наблюдения, экскурсии, праздники, дни здоровья, игры, во время любой образовательной деятельности. Использовать вовремя динамические паузы, элементы релаксации, психотерапии, закаливающие, профилактические мероприятия, и т. д. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна вестись систематично, навыки здорового образа жизни, закаливающие мероприятия, оздоровительные моменты в любой детской деятельности выполнялись по требованиям СанПиНа, и ФГОС.

Публикации по теме:

«Ирискин цирк». Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий«Ирискин цирк». Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий Цель: • Учить детей сохранять и укреплять свое здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Задачи: • Учить координировать.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветок здоровья» Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни. Программные.

Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа)Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа) Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на Свирели (подготовительная группа) Цели:.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Сборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возрастаСборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Движение – основа практически.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:

Публикация Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Санисус на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в ДОУ
Опубликовано: 4 мая 2022 в 23:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД