Лучший педагог года

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя во время муз. деятельности, при подготовке и проведении праздников

Наталья
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя во время муз. деятельности, при подготовке и проведении праздников

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. От личности воспитателя, от его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается очень большое значение.

Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя во время муз, деятельности, при подготовке и проведении праздников» размещена в разделах

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища. Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности в группе, согласовав свои действия с педагогом-музыкантом.

В группе воспитатель организует самостоятельное музицирование, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т. д.).

На музыкальных занятиях воспитатели поют, помогают в показе движений, в организации игр. Чем младше дети, тем больше доля участия воспитателя в совместной музыкальной деятельности с ними. В младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей. В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей : подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драмматизациях. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель следит за соблюдением режима музыкальных занятий и приводит детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель уделяет особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создает соответствующие условия: выделяет место для занятий, оборудует своеобразный музыкальный уголок с мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей. Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала.

Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель.

Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.

Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Праздничные мероприятия.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает высокое качество проведения праздников на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – это яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Программа праздничного утренника продумывается за 1-1,5 месяца до события. Подобранный музыкальный репертуар постепенно включается в занятия по музыке. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются не менее, чем за месяц до праздника, более простой музыкальный материал – за несколько занятий до мероприятия.

Сценарий должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться по времени – не более 35-45 минут в старших и подготовительных группах, 25-30 – в младших-средних. Праздник — это эмоциональный стресс для ребенка, пусть положительный, но стресс. Поэтому время его не может быть вдвое или трое больше, чем занятие. Т. е., продолжительность праздника : занятие плюс 10-15 минут.

Необходимо чередование активного действия и отдыха детей (после активной пляски – чтение стихов, после прослушивания стихов – игра и т. д.)

От множества впечатлений у детей 3-5 лет на праздниках часто наступает заторможенность - они могут забыть движения в пляске, порядок движений, построения. Поэтому им необходимо постоянная помощь воспитателя в показе танцевальных движений, пения песни, проведения игры.

Деятельность воспитателя на праздничных мероприятиях :

• Из числа воспитателей выбираются ведущие праздника, помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений.

• Если у воспитателя роль ведущего, то он не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

• Ведущий праздника является активным участником (практически соавтором, отвечающим за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

• Необходимые для праздника атрибуты (в том числе для эстафет, аттракционов, количество стульчиков и пр. готовит и проверяет ведущий.

• Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помогать одевать детей перед праздником.

• И ведущий, и второй воспитатель должны четко знать порядок музыкальных и игровых номеров.

• Следить за дисциплиной, «видеть» на празднике каждого ребёнка, корректно поправлять детей.

• Знать стихи и детей, их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения (особенно в группах младшего и среднего возраста).

• Исполнять роли на праздниках. Не отказываться от принятой роли.

• Чётко знать, когда дети встают и садятся на стулья, как строятся в номере. Когда дать атрибуты.

• Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.

• Ведение праздника должно быть без заминок и пауз со стороны ведущих, особенно в младших группах (т. к. внимание у детей неустойчивое).

• Очень важно ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником, предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

Деятельность музыкального руководителя

Ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника, как и за всю работу по музыкальному воспитанию с детьми, является музыкальный руководитель. Систематически работая со всем коллективом в течении года, в предпраздничный период объединяет для подготовки воспитателей тех возрастных групп, которые участвуют в данном празднике.

Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки программы, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, и заканчивает объединением отобранного материала в художественный сценарий. Время предоставления сценария воспитателям индивидуально, зависит от продолжительности периода времени между праздниками, индивидуальных особенностей детей, возможностей воспитателей, от сложившихся традиций в учреждении и т. д. Четких методических указаний по этому вопросу нет!

При составлении программы музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопрос распределения музыкальных и художественных номеров в группе: для каждого ребёнка, небольших групп, а также для всей группы в целом.

Согласовав все вопросы с воспитателями, музыкальный руководитель окончательно оформляет программу и представляет её на собрании педагогического коллектива, где программа обсуждается, корректируется и окончательно утверждается.

Работа музыкального руководителя с ведущим и другими воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода мероприятия и совместных действий всех его участников.

Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя : одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в свои силы, и вызывать желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

Пройдут годы, дети вырастут и, возможно, забудут детали праздничных утренников. Но многие помнят то, что они чувствовали в это время. Поэтому очень важная задача для всех педагогов, как для музыкального руководителя, так и для воспитателей — создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, чтобы праздник стал ярким, веселым, добрым событием в жизни ребенка, оставив в его памяти только хорошие, светлые воспоминания.

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя во время муз. деятельности, при подготовке и проведении праздников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя во время муз. деятельности, при подготовке и проведении праздников
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 19:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД