Папки-передвижки

Взаимодействие с семьей в ДОУ

Ольга Помогайбо
Взаимодействие с семьей в ДОУ

Сотрудничество семьи и ДОУ является залогом успешного развития детей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личного развития ребенка.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде работ отечественной педагогической науки, а так же в нормативно-правовых документах:

«Концепция дошкольного воспитания»

Федеральный закон об образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикация «Взаимодействие с семьей в ДОУ» размещена в разделах

Наше дошкольное учреждение проводит планомерную работу с родителями, главными аспектами которой являются:

родители

образовательное учреждение

личное взаимодействие

новые отношения

Цель — СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЯ.

В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, как приоритетные задачи:

1. повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);

2. приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи;

3. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Взаимодействие с семьей строится в 3 направлениях:

анкетирование, мониторинг

педагогическое просвещение, информирование

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Если рассмотреть этапы взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее:

1. В основе — изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность педагогического коллектива.

2. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для родителей информации.

3. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, дошкольного учреждения.

4. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.

Требования сегодняшнего дня и введения ФГОС ДО предполагает необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации не только с ее воспитанниками, но также и с их семьями - родителями, законными представителями.

Сайт ФИРО в предлагаемой форме мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО определяет следующие формы работы с родителями — 22 формы.

Проведя анализ, мы получили следующие результаты:

1. Из 22 предложенных форм в ДОУ используется 19 форм - 80%

2. Абсолютное большинство образовательных организаций использует в своей деятельности от 13 до 25 различных форм взаимодействия с родителями, в среднем, образовательная организация, использует 19.87 форм работы с семьями. (Данные «Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО»)

3. Рейтинг используемых форм работы с родителями:

1. стенды - 15 шт.

2. папки - передвижки (в каждой группе более 5 шт. «Права и обязанности родителей», «Охрана прав ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста», «Жестокое обращение с детьми», «Правила безопасного поведения на дороге», «Готовимся к школе», «Народные праздники»)

3. Памятки

4. Родительские собрания

5. Праздники для детей с привлечением родителей (более 10 праздников)

6. Беседы

7. Индивидуальные консультации

8. Приглашение родителей в детский сад для оказания повседневной помощи

9. Посещение семьи воспитанника

10. Детско - взрослые проекты

11. Тематические акции

12. Групповые консультации

13. Тренинги

14. Семинары практикумы

15. Круглый стол

16. Буклеты

17. Дни открытых дверей

18. Работа с предложениями и инициативами родителей («ящик предложений и пожеланий» в группах детского сада)

19. Колонка для родителей на сайте детского сада.

4. Из используемых 19 форм работы с родителями 8 форм являются интерактивными — 50 %, остальные формы работы являются традиционными.

Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи, родители отдают предпочтение:

семейные праздники, досуги и развлечения совместно с родителями;

личные беседы с воспитателями;

индивидуальные консультации со специалистами детского сада;

образовательные проекты;

наглядная информация.

Вывод в соответствии с требованиями ФГОС ДО стала задача использовать новые, интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивная форма означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.

Проведя самоанализ своей педагогической деятельности, педагоги пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний.

Педагогами детского сада были разработаны сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками.

Формы проведения родительских собраний:

круглый стол;

педагогическая игра;

тематическая встреча;

семинар-практикум;

Методы и приемы интерактивного взаимодействия на родительском собрании:

игровой тренинг;

анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций;

ролевое обыгрывание;

дискуссия;

обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов;

работа в мини-группах.

Проводимые собрания состоят из нескольких блоков:

- первый — знакомство (на первом собрании)

- второй — формирование доверительных отношений

- третий — лекционный или теоретический

- четвертый — практический

- пятый — релаксационный

- шестой — обратная связь (рефлексивный)

Для сбора обратной связи предлагаются следующие вспомогательные техники: «Рондо» - обсуждение по кругу каждым участником собрания, «Аквариум» - обсуждение частью группы, мало участвующей в общей работе или заполнение опросника по завершению работы.

Принципы организации родительских собраний:

принцип активности.

принцип оптимальности.

принцип значимости.

принцип добровольного участия.

принцип результативности.

принцип коллективной творческой деятельности.

принцип усложнения.

В ходе собраний применяется просмотр видеозаписей, демонстрирующих ситуации по обсуждаемой проблеме.

Для осуществления дифференцированного подхода педагогов детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таких как:

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношениям к родителям;

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы;

использование информационно-педагогических материалов, выставок детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности.

Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трехстороннего взаимодействия : ДЕТСКИЙ САД – РЕБЕНОК, РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД.

Социально-педагогический проект проводится в 3 этапа.

1этап - подготовительный, включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям – создание альбома, коллажа, газеты, фоторепортажа и др.

2 этап – основной, где участники проекта самостоятельно выполняют задание в домашних условиях.

3 этап – завершающий. Этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера – презентация результатов совместной деятельности, итоговое мероприятие, поощрение участников проекта.

Тематическая акция – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания детей дошкольного возраста. Данные акции могут быть как обще садовыми, так и групповыми.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своего ребенка.

Вместе с тем мы отмечаем и проблемы использование интерактивных форм работы, которые заключаются в том, что не каждый воспитатель может в полной мере реализовать интерактивные формы работы с родителями на практике в силу отсутствия или недостаточного развития коммуникативных качеств, толерантности, владения ИКТ. Другими словами, интерактивные формы сотрудничества детского сада и семьи предполагают наличие обученных, компетентных кадров.

Так же перед нами стоит необходимость использование новых форм сотрудничества с родителями — родительские клубы, конференции, мастер-классы, семейные встречи.

Интерактивные методы:

ставят родителей в активную позицию;

повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами;

проясняют родительские ожидания, представления;

позволяют углубить воздействие педагога на родителя.

Публикации по теме:

Работа с семьей в логопункте ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Месяц Мероприятия Пути осуществления взаимодействия с родителями Сентябрь 1. День открытых.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей» Уважаемые друзья, хочу поделиться своим отчетом по опыту работы. Может, кому – то и поможет в составлении отчета. Пояснительная записка.

Отдых с семьей (фоторепортаж)Отдых с семьей (фоторепортаж) Сезон отпусков. Все задумываются куда ехать отдыхать. В прошлом году мы с семьей ездили отдыхать Остров Пхукет расположенный на юго-западе.

Проект: Взаимодействие с семьей дошкольника в условиях ДОУ Актуальность Структура личности ребенка закладывается в первые годы его жизни. На семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность.

Программа социального партнерства с семьей Программа социального партнерства с семьей на 2015-2017 учебный год. Пояснительная записка Актуальность: С одной стороны, появились нормативные.

Взаимодействие ДОУ с семьей как средство привлечения родителей к сотрудничеству в адаптационный период ребенка Работа с родителями в ДОУ «Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка как средство привлечения родителей к сотрудничеству и подведение к знанию.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Методика взаимодействия с семьей Швецова Наталья Ивановна Воспитатель МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово Методика взаимодействия с семьей Актуальность.

Взаимодействие ДОУ с семьей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и.

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГOC Опыт работы показывает, что участие родителей в жизни ДОУ положительно отражается на всех субъектах педагогического процесса. Воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие с семьей в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Помогайбо на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие с семьей в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 21:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД