Лучший педагог года

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности

Ирина Пушкарева
Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых прав, обязанностей, сложных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Почему нас заинтересовала эта тема? Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, психологически не подготовленных к школе. Растет число первоклассников, у которых возникают трудности в общении с окружающими людьми, в организации совместной со взрослыми и сверстниками деятельности по правилам, что в дальнейшем отрицательно сказывается на развитии личности младших школьников, а также затрудняет овладении ими учебной деятельностью.

Публикация «Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности» размещена в разделах

В чём же причина неготовности детей к школе? В качестве ключевых причин неготовности к школе психологи и педагоги отмечают низкий уровень развития игровой деятельности. Игра постепенно уходит из жизни детей в связи с тем, что школа, да и сами родители и педагоги дошкольных учреждений чрезмерно завышают свои требования к выпускникам детских садов, поступающим в первый класс. Ведь, как показывают результаты опросов, большинство родителей считают задачей детского сада подготовку детей к школе, в плане обучения его чтению, письму, математике. Зачастую на игру у детей просто не остается времени, а та игра, которую еще можно наблюдать, принимает недоразвитые, искаженные формы. При этом совершенно забывается тот факт, что внутри игровой деятельности создаются благоприятные возможности для развития активности, самостоятельности, воображения, умение договариваться, а так же не только действовать по правилам, но и придумывать свои. Подмена игры занятиями, приводит к тому, что игра не выступает полноценной ведущей деятельностью, и игровое воображение не формируется у большинства современных дошкольников, соответственно, не создается предпосылок для формирования следующей ведущей деятельности в школе – учебной.

И вот у ребёнка, который ещё вчера с нетерпением ждал 1 сентября, пропадает желание учиться и всякий интерес к школьной жизни.

Мы задались вопросом, как же мы можем помочь нашим выпускникам стать успешными в школе, легко преодолеть первые школьные трудности и войти в ученический коллектив?

Опираясь на исследования Кравцовой Е. Е., которая доказала, что показателями психологической готовности к школе, являются произвольные формы общения детей с окружающими в разных видах игр, мы решили создать оптимальную модель образовательного процесса, обеспечивающую создание полноценных условий для формирования у детей психологической готовности к школе в игровой деятельности и развития личности дошкольников.

И главными помощниками в этом нам стали родители наших воспитанников.

«Если хотите, чтобы ребёнок играл, играйте вместе с ним!» - призывает Е. Е. Кравцова.

Наблюдая за тем, как общаются родители с детьми, мы смогли сделать вывод о том, что нам взрослым это общение дается нелегко. Ведь общение между родителями и детьми происходит только через совместную деятельность : игру, чтение, прогулки. А как организовать это общение родители зачастую не знают. Оказывается, мы часто забываем об интересах наших детей. Часто родительская игровая деятельность сводится лишь к покупке очередной игрушки и, редко, к покупке книги. При этом бывает и так, что мамы и папы даже не стремятся объяснить детям правила новой игры или прочитать малышу книгу. Ребёнок остается один на один со своими проблемами – просмотром новой книги или в тягостных раздумьях над новой игрой, т. к. мама или папа, не объяснив правила игры, заняты своими «важными делами».

И мы решили помочь родителям не только осознать значимость игровой деятельности для успешной готовности детей к школе, но и научится строить свои взаимоотношения с ребёнком в совместной деятельности.

Взаимодействуя с семьей, мы не отказываемся от традиционных форм работы, однако стараемся модернизировать их так, чтобы максимально активизировать родителей.

Нами был разработан план ежемесячных встреч в клубе для родителей детей подготовительной группы «Общаемся в игре». Основной целью работы клуба стало повышение компетентности родителей в вопросах развития ребёнка в игровой деятельности, развитие навыков активизирующего взаимодействия с детьми в совместной деятельности, обучение способам создания игровой среды в домашних условиях, развитие творческого потенциала детей и родителей. В работу клуба включились старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель подготовительной группы. Встречи в семейном клубе проходили раз в месяц. В план работы клуба были включены мини-лекции «Разбудите в ребёнке волшебника», «В школу с игрой», «Учимся общаться в игре», педагогические мини-тренинги «Давайте сказку сочиним», «Играем в игры с правилами», рекомендации «Какие игрушки нам нужны», «Особенности развития самооценки в дошкольном возрасте», просмотры совместной деятельности с детьми : «Организация диагностических игр», открытое игровое занятие «В клубе знатоков». С целью определения потребностей родителей и выявление эффективности работы клуба нами было проведено анкетирование на первой и последней встрече. Итогом некоторых встреч становились выставки совместного творчества детей и родителей: выставка книжек-самоделок «Сочиняем сказки сами», игр-самоделок (лабиринты-ходилки, лото, домино, разрезные картинки и т. п. сделанные руками детей и родителей). Вниманию родителей были представлены картотеки игр способствующих обучению детей общению, игр-тренингов для развития самооценки.

В результате проведенной работы родители стали более четко понимать значимость детской игры для развития личности ребенка – будущего школьника, познакомились с играми для формирования психологической готовности детей к школе. А выставки совместного творчества стали яркими и незабываемыми событиями для детей и взрослых.

Важным способом реализации партнерских отношений мы считаем использование активных форм взаимодействия, когда для родителей, создается ситуация необходимости непосредственного участия в педагогической деятельности дошкольного учреждения, в жизни своего ребёнка в дошкольном учреждении.

С этой целью мы начали выпускать информационную газету для родителей «Школа игры». В названии каждой рубрики этой газеты, обязательно используются слова связанные с игрой.

Рубрика «Игра – это серьёзно», «Игрушка – моя подружка» направлены на ознакомление родителей с особенностями детской игры, её значением в развитии личности ребёнка, в том числе и для успешной подготовки ребёнка к школе, здесь же родители могут получить рекомендации о том какие игрушки лучше купить ребёнку, а от покупки каких лучше воздержаться.

В рубрике под названием «Учимся, играя» родителей ждёт встреча со специалистами ДОУ – педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом. Здесь можно получить рекомендации как сделать обучение ребёнка легким и интересным как для самого ребёнка, так и для родителей.

«Игротека» - рубрика в которой родители могут познакомиться с играми в которые играют дети в детском саду.

Рубрика «Забытые игры» приглашает мам и пап вспомнить любимые игры своего детства. А еще эта рубрика дает возможность мамам и папам самим рассказать о незаслуженно забытых играх, в которые они играли во дворе на страницах газеты.

Мы постарались сделать нашу газету еще и познавательной! Какая игрушка была самой первой, во что играли наши бабушки и прабабушки, как выглядели первые куклы обо всем этом мамы и папы могут узнать в рубрике «Об играх и игрушках» и не только узнать, но рассказать своим детям.

Ещё одна рубрика «Игрушечная мастерская» научит делать игрушки из бросового материала и использовать их как в совместных играх с детьми дома, так и для пополнения предметно-развивающей среды в группе.

Фото рубрика «Мы играем» наглядно расскажет о жизни детей в группе, об их совместных играх, игровых уголках, любимых игрушках.

Вся информация для родительской газеты отбирается нами с учётом интересов родителей.

В своей работе с родителями мы стараемся использовать и современные средства информации, а именно - Интернет. В групповом уголке для родителей указан адрес сайта ДОО, в гостевой книге которого родители имеют возможность задать вопросы специалистам ДОО, в том числе и обсудить проблемы, касающиеся игровой деятельности детей.

На сайте ДОО на страничке старшего воспитателя под рубрикой «Школа игры» регулярно размещается информация о развитии игровой деятельности дошкольника, рекомендации по организации игр с детьми дома, информация оформляется нами в форме небольшого урока для родителей в виртуальной «школе игры».

Одним из эффективных способов повышения компетентности родителей в вопросах игровой деятельности мы считаем организацию мини-библиотеки для родителей «Учимся, играя!»

Здесь нами была подобрана психологическая и педагогическая литература раскрывающая вопросы игровой деятельности дошкольника, проблемы формирования готовности к школе, игры и упражнения для формирования психологической готовности детей к школе. К каждой книге или пособию мы сделали подробные аннотации.

Любой желающий может не только познакомится с заинтересовавшей их книгой в детском саду, но и взять книгу домой на несколько дней. Большую помощь в организации тематических выставок литературы для родителей нам оказывают специалисты Центральной детской библиотеки,с которыми мы взаимодействуем на протяжении многих лет.

Одним из способов вовлечения родителей в жизнь группы мы считаем их участие в пополнении предметно - развивающей среды. В уголке для родителей подготовительной группы нами подобраны рекомендации по изготовлению игрушек из бросового материала, рекомендации мы брали из различных источников (методические пособия, детские журналы, интернет и т. д., оформлены они виде красочной книги «Мастерим игрушки сами», главное назначение которой помочь родителям организовать совместную творческую деятельность с детьми и привлечь их к созданию разнообразной игровой среды для детей в группе. Родители наших воспитанников принимают участие в оформлении ширм, игровых полей, изготавливают игрушки из бросового материала, участвуют в выставках совместного творчества.

Таким образом, создание взрослыми педагогами и родителями условий, обеспечивающих полноценное развитие игровой деятельности детей, позволит не только создать мотивационную основу для последующего формирования учебной деятельности, но и существенно повысит уровень психологической готовности воспитанников к школе.

Публикации по теме:

Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Социализация дошкольников в процессе игровой деятельности Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица,.

Выступление «Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР» Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей с ОНР в период пребывания в детском саду.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности
Опубликовано: 5 января 2016 в 21:14
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД