Получи документы

Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет

Нина Жидкова
Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет

». Что же входит в речевое развитие дошкольников? Речь состоит из различных компонентов – это ЗКР, словарный запас, лексико-грамматические категории, связная речь.

ЗКР (звуковая культура речи).

Звукопроизношение детей данного возраста совершенствуется :

- исчезает смягченное произношение согласных (шапка-сяпка);

- многие звуки произносятся более четко и правильно;

- исчезает замена шипящих звуков свистящими (зук-жук, суба-шуба).

Публикация «Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет» размещена в разделах

Но произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть недостаточно сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко и не все дети умеют произносить звуки Л и Р.

Наша речь связана с движениями артикуляционного аппарата. И если мышцы языка, губ, щек недостаточно подвижные, слабые (парезы, то возникают нарушения в звукопроизношении. В формировании правильного положения органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика. Она необходима для четкой артикуляции звуков.

Детям 2-4 лет арт. г. поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет арт. г. поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки в потоке окружающей речи и в собственной. Мы говорим словами. А слова состоят из звуков. Необходимо определять первые звуки в словах. Например, в слове Аня какой первый звук? Первую букву мы произносим протяжно, длительно, выделяем голосом и показывая этим ребенку, что именно это является звуком. Далее знакомим ребенка с другими гласными звуками, находящимися в начале слова. (Оля, Ира, ухо, эскимо).

Фонематическое восприятие – это умственные действия по анализу и синтезу звуков в слогах, словах, предложений.

Словарный запас (лексика)

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 2000 слов.

- употребляют существительные, обозначающие профессии, глаголы, обозначающие трудовые действия, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные наречия, предлоги;

- определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, около, между, рядом, время суток, настроение людей;

- употребляют обобщающие слова (яблоко, груша, апельсин – фрукты, называют детенышей животных, знают противоположные слова (антонимы).

Лексико-грамматические категории

Дети 4х лет пользуются более усложненной, распространенной фразой;

- употребляют грамматически правильные формы слов.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ – называем слова в ед. и мн. числах (стол - столы – много столов, шапка - шапки, много шапок и т. д.)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – образуем новые слова в уменьшительной и увеличительной форме (дом – домик – домище, мяч – мячик – мячище).

СОГЛАСОВАНИЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

Считаем предметы, н-р один кот, два кота, пять котов; одна кукла, две куклы, пять кукол и т. д.

ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ ПО ПАДЕЖАМ

Это лиса. Вот она убежала в лес. Нет кого? Лисы.

Вот лиса прибежала обратно. Я дала корм кому? Лисе.

Вижу кого? Лису

Я довольна кем? Лисой

Говорю о ком? О лисе.

Учимся четко проговаривать окончания слов.

Связная речь

- Речь становится более связной и последовательной;

- составляют небольшие рассказы о предмете, игрушке, по сюжетной картине;

- пересказывают хорошо известные сказки, рассказы;

- поддерживают беседу: задают вопросы и отвечают на поставленные вопросы;

- совершенствуется диалогическая речь.

Вопросы родителей по теме собрания.

В заключении, уважаемые родители для закрепления данного материала, я предлагаю взять памятки. Здесь представленные словесные игры и артикуляционные упражнения можно легко использовать дома.

Желаю вам и вашим детям успехов по овладению родным языком, терпения вам.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные нормативы речевого развития детей 4–5 лет
Опубликовано: 13 января 2023 в 11:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД