МААМ-картинки

Воспитание эстетического вкуса у дошкольников

Лариса Оксинтий
Воспитание эстетического вкуса у дошкольников

Эстетика — это математика, которую невозможно выразить цифрами, зато можно почувствовать сердцем и душой…

Как часто нам приходится слышать от родителей воспитанников : «Хочу, чтобы мой ребёнок был послушным… (хорошо учился, полюбил читать)»? Всё это, несомненно, важно. Но лично мне бы хотелось, чтобы наши дети видели красоту и гармонию окружающего мира, стремились стать его частью. Ведь именно это сигнализирует нам о том, что у ребёнка формируется своё уникальное представление о мире, человеке, нормах и правилах жизни. Оскар Уайльд говорил: «Научиться видеть красоту вещей - это предел того, чего мы способны достичь». Как же этого добиться?

Публикация «Воспитание эстетического вкуса у дошкольников» размещена в разделах

В работе с дошкольниками необходимо уделять особое внимание эстетическому воспитанию. детьми дошкольного возраста следует уделять особое внимание эстетическому воспитанию детей. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Оно начинается с первых дней жизни ребёнка, когда взрослые стараются окружить его красивыми, яркими, функциональными вещами. Ребёнок родился и родители с большим энтузиазмом выбирают, каким будет интерьер его комнаты, одежда, игрушки. В первые месяцы жизни это кажется таким важным и естественным. Ребёнок растёт и окружающая обстановка становится не так важна. Гораздо интереснее наблюдать за первыми успехами и достижениями малыша. Ребёнок приходит в детский сад и попадает в мир, где каждая вещь несет в себе особую развивающую или воспитательную функцию.

Научно доказано, что внимание детей двух-трёх лет легко привлечь, яркими, блестящими предметами. Это происходит неосознанно. Психика малышей устроена таким образом, что большие красочные, разноцветные предметы вызывают заинтересованность, радость, удовольствие. Слово «красивый» очень рано появляется в жизни малышей. Новорожденный карапуз с удовольствием слушает мамины колыбельные и сказки, а спустя всего пару месяцев малыш научится рассматривать картинки. Пройдёт совсем немного времени и он попробует нарисовать свою собственную. Искусство быстро становится для ребёнка одним из источников радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания происходит переход от бессознательного отклика на всё красивое, яркое к осознанному восприятию прекрасного. Эстетическое воспитание – очень широкое понятие. Оно подразумевает эстетическое отношение к труду, природе, быту, общественной жизни, искусству. Особенно тесно эстетическое воспитание связано с искусством и нравственным воспитанием. Задачи эстетического воспитания :

1. Формирование у дошкольников эстетического восприятия

2. Воспитание эстетических чувств и качеств

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

4. Формирование основ эстетического вкуса.

Эстетическое восприятие окружающей действительности имеет ряд особенностей. Его основа — чувственная форма вещей: форма, цвет, звук.

Его развитие требует большой сенсорной культуры.

Ребёнок воспринимает красоту как единство содержания и формы. Форма, в свою очередь, выражается в сочетании красок, линий, звуков. Важно помнить, что восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с переживаниями и чувствами. Светлое душевное волнение и бескорыстная радость, возникающие от встречи с прекрасным – отличительные особенности эстетических чувств. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Для достижения задач эстетического воспитания важно :

1. Окружить ребёнка красивыми, эстетичными вещами. Это касается всего: начиная от сервировки стола и цвета подставок под кисти до обстановки в группе. Важна каждая мелочь. Не менее важно, чтобы все предметы, окружающие детей были безопасны. «Эстетичное в человеческом обществе - это не только одобренное, но и проверенное на безвредность» - Валерий Красовский.

2. Показывать личный пример. Педагог должен эстетично выглядеть, грамотно говорить, поддерживать своё рабочее место в порядке, постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

3. Знакомить детей с искусством. Не нужно ограничиваться показом иллюстраций или чтением стихотворений. Слушайте с детьми музыку, ходите на виртуальные экскурсии, изучайте различные жанры искусства.

4. Поместите в библиотечный уголок книги с иллюстрациями Васнецова, Билибина, Рачёва, Сутеева, Чарушина. Дети смогут в свободное время самостоятельно знакомиться с миром искусства. Знакомство ребёнка с красотой воспитывает чувства, развивает ум, фантазию, воображение.

5. Стимулируйте творчество детей. Помогите им поверить в свои силы. Ребёнок, творческие порывы которого не ограничивают строгими рамками способен создать что-то действительно уникальное.

Учёные считают, что дошкольники способны освоить практически все виды творческой деятельности — составление рассказов, сочинение стихов, рисование, аппликация, лепка, музыка. Творчество малышей отличается от творчества взрослых. Оно очень своеобразно. Это обусловлено способностью детей смотреть на мир чистым, бескомпромиссным взглядом. Отображая действительность дети искренне, верят в правдивость изображаемого. А главное - не заботятся о зрителях и слушателях. Большую роль в становлении эстетического вкуса детей играет выполнение творческих работ «по замыслу». Именно на таких занятиях ребята могут выразить себя, свой взгляд на мир. Опыт показал, что чем чаще дети выполняют такие задания, тем разнообразнее становится их творчество в будущем. А если мы объединим интересные занятия, приятную обстановку, положительные эмоции, творчество, музыку, взаимоуважение педагога и детей, - возникнет некая магия, которая воздействует на ребёнка, и дети отвечают ей любовью.

Недавно на просторах интернета мне попалась на глаза интересная это история, которую рассказал Наполеон Хилл в одной из книг. Она оставила глубокий след в моей душе. Позвольте ей с вами поделиться.

Одним воскресным утром проповедник пытался в трудных условиях подготовиться к проповеди. Жена его ушла за покупками. День был дождливый, и маленькому сыну проповедника было скучно, потому что нечем было заняться. И он капризничал, мешая отцу сосредоточиться.

Наконец отец в отчаянии схватил старый журнал, полистал его и нашел большую ярко раскрашенную страницу. Это была карта мира. Проповедник вырвал карту из журнала, разорвал на клочки и бросил их на пол со словами:

— Джонни, если сумеешь собрать карту, я тебе дам тебе денег на мороженое.

Он решил, что дал Джонни занятие на все утро. Однако не прошло и десяти минут, как в дверь его кабинета постучали. Это был сын с собранной картой. Отец удивился такому быстрому завершению, увидев, что все кусочки точно расставлены по местам.

— Сынок, как ты сумел это сделать так быстро? — спросил проповедник.

— О, — ответил Джонни, — это было легко. На другой стороне рисунок человека. Я просто перевернул клочки, собрал портрет человека, положил его на лист бумаги и снова перевернул. Я решил, что если человек правильный, то и мир будет правильный.

Я искренне убеждена в том, что мы, педагоги, способны повлиять на то, какой мир ребёнок будет считать «правильным». А эстетика это – тот «цемент», который скрепляет воедино все «кирпичики» воспитания и позволяет ребёнку увидеть целостную картину мира. Если мы будем верить в свои силы и каждый день шагать с детьми навстречу прекрасному, то мы обязательно сделаем наш мир лучше. Большое спасибо за внимание, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка»Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание эстетического вкуса у дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2024 в 22:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД