Лучший педагог года

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Раужина
Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

«Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Радость - если солнце светит,

Если в небе месяц есть,

Сколько радости на свете –

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

Публикация «Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

И. Токмакова.

В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый день мы дышим воздухом, пьём воду, готовим пищу, используем все достижения цивилизации, в основе которых возобновляемые и не возобновляемые природные ископаемые.

Сегодня многие воспринимают природу с экранов телевизоров, домашних животных заменяют электронными игрушками, свежий воздух–освежителями. Многие дети очень агрессивно относятся к животным: бьют их палкой, дергают за хвосты и лапы. А также с опаской, со страхом относятся к насекомым: убивают их, потому что внешний вид насекомых неприятен и малознаком. Ломают ветки деревьев, кустарников.

Можно ли разговаривать с детьми о проблемах, связанных с экологией? Не просто можно – нужно. Чем раньше, тем лучше. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями. Хочу отметить, что экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей, их интереса к окружающему миру.

Как же строить работу по воспитанию у дошкольников экологической грамоты? Конечно же на примере природы родного края, своей малой Родины, формируем у детей понимание того, как прекрасна наша земля: реки, леса, горы, озёра – всё это большой дар природы людям. (Читаем рассказы, показываем картинки и небольшие фильмы 5-7 мин., рисуем, делаем поделки из природных материалов);

Всё, что нас окружает, нуждается в заботе. Дошкольники уже вполне способны помогать в уборке территории д/с. Можно провести маленький субботник (10-15 мин.) ( Сделать снимки: как было, как стало). У детей возникает чувство сопричастности к большому и важному делу. Кроме всего прочего - это элементы трудового воспитания.

Природа даёт нам всё, чем мы пользуемся. Можно провести занятие на тему: «Откуда к нам «пришла» пластиковая бутылка?» Это занимательный рассказ с демонстрацией наглядных фото и видеоматериалов. Важно подчеркнуть необходимость утилизации использованных бутылок, бумаг, пищевых отходов. Потому что из отходов можно произвести новые вещи.

Занимательная математика. На примере сравнения (пр. картинка: джинсы= бочка в 1000 л воды) можно показать, как природа помогает человеку одеться и обуться, испечь хлеб и накормить всех вкусной едой. Объяснить детям, что мы не можем обойтись без природы, а значит должны беречь и охранять её.

Важное значение в деятельности воспитателя занимают дидактические игры: лото «Грибы», «Ягоды», «Чьи следы?», «Живые цепочки», «Лягушата», Одуванчик» и т. д. В играх дети закрепляют знания, активизируют умственные процессы, учатся вместе играть. Незабываемые впечатления остаются у детей после экскурсий в природу. Во время таких экскурсий обратите внимание детей на пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя экологические проблемы, сопереживать и размышлять, используйте экологические сказки или тематические игры (за основу можно взять сказку Сутеева «Теремок», связанные с расширением знаний о животном мире. Именно животные, живущие рядом с человеком, пострадали от его деятельности больше всего. В этой связи необходимо формировать навыки правильного обращения с животными, в том числе и домашними. Объяснять, каким образом человек, животные, растения взаимодействуют друг с другом. Важно делать это на постоянной основе, совмещая с другими занятиями. Проявлять комплексный подход в деле воспитания с самого раннего возраста. В настоящее время,благодаря телевидению, компьютеру и книгам, наши дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед нами встает нелегкая задача настроить образовательную деятельность таким образом, чтобы,с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. На прогулках дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц, насекомых, бережней относится к растениям. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. В работе по экологическому образованию с дошкольниками очень важно использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобретательской деятельности, игры, литературы, а также применение разнообразных методов и приемов.

Хочется отметить, что навыки экологической грамотности у детей нужно формировать вместе с родителями. Ни для кого не секрет: дети учатся и хорошему, и плохому у родителей. Только ответственное отношение к природопользованию позволит человеку продлить жизнь на нашей прекрасной планете.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?»Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как зарабатывать на кино?» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Как зарабатывать на кино?»Старшая группа №6 Составили:.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Раужина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 19:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД