Лучший педагог года

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры (5 фото)

Светлана Устинова
Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры

Во все времена люди ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями: во-первых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка; во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей; в- третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Публикация «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры» размещена в разделах

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены в плане обновления содержания.

Из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Педагогами была предпринята попытка восполнить этот пробел. Её результатом стала программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Целями и задачами данной программы являются:

- знакомство с социокультурными категориями и дальнейшее их наполнение;

- развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- развитие умения общаться друг с другом;

- формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- развитие основы самоутверждения;

- воспитание уважения к людям труда;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Для программы, разработанной педагогами, были выбраны следующие приоритеты.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть русского народа.

2. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В УНТ сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях УНТ занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

В ходе своей работы мы тоже знакомим детей с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Нашим воспитанникам предоставляются рассказы об устройстве жилья, предметах домашнего обихода, особенностях одежды. Дети имеют представление о русских обычаях, традициях, праздниках, игрищах и забавах, а также знакомятся с историческими ремёслами на Руси, с развитием труда человека, профессиями, с народным творчеством.

В связи с этим в группе создана уголок декоративно-прикладного искусства, где можно наблюдать изделия, предназначенные для быта.

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры

Особое место отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков.

У каждого воспитанника имеется свой альбом «Моя первая книга», где ребёнок имеет возможность материализовать полученный им опыт с помощью приёмов изобразительной деятельности (рисование, раскрашивание, составление аппликаций).

Фото №1 Во все времена люди ценили

Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется в связи с разнообразными видами деятельности, например, игрой.

Фото №2 Нравственно патриотическое воспитание нравственную воспитанность

Игра выступает как средство формирования у ребёнка отношения к себе, другим людям, социальной традиции, что выдвигает на первый план её воспитательный аспект.

Игра является необходимым компонентом каждого занятия. В зависимости от цели занятия игра проводится в его начале, в середине или конце. Род занятий предполагает выход в самостоятельную игровую деятельность (например, игра в «Семью», «Мы – архитекторы», «Строим дом», «Угостим куклу чаем»). Использование на занятиях игр позволяет актуализировать имеющийся у детей опыт, способствует освоению вновь приобретаемого опыта и обеспечивает развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Существенной особенностью воспитательной программы является участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В уголке для родителей имеется наглядный материал. Здесь они могут наблюдать, какие знания получает их ребёнок. Также родители по мере необходимости получают устные консультации. Большую помощь оказывают родители в подготовке занятий. Они изготавливают поделки, альбомы, организуют видеосъёмки.

Фото №3 Глубокие социально экономические преобразования происходящие в современном обществе заставляют нас размышлять о будущем России о её молодёжи Фото №4 В настоящее время смяты нравственные ориентиры подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности безверии агрессивности

С целью выявления знаний у дошкольников в начале и в конце года нами проводится диагностика, в которую были включены такие параметры, как:

- познавательный интерес;

- речевая активность;

- коммуникативные проявления;

- нравственные качества;

- эмоциональный настрой.

Результатами нашей работы стали:

- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию);

- развитие управленческих навыков (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объёма высказываний);

- развитие мотивации к общению;

- создание предпосылок для успешной адаптации ребёнка в начальной школе.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Устинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников путём приобщения их к истокам русской культуры
Опубликовано: 19 мая 2023 в 13:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД