Лучший педагог года

Воспитание на национальных традициях (из опыта работы)

Наталья Даниловна Петинова
Воспитание на национальных традициях (из опыта работы)

МБОУ Ныгдинская СОШ

Воспитание обучающихся на национальных традициях

Н. Д. Петинова

«Человек без прошлого, что дерево без корней»

В течение многих веков народы выработали свою систему воспитания каждого нового поколения, обусловленную новыми факторами. В педагогике каждого народа сложились свои чёткие цели, задачи, содержание, методы, формы, показатели результатов воспитания в совокупности, обеспечивающие передачу от поколения к поколению наиболее предпочитаемые народом этические ценности, психологические проявления, виды традиционной деятельности и многие другое, что составляет самобытность нации.

Публикация «Воспитание на национальных традициях (из опыта работы)» размещена в разделах

Народные традиции и обычаи в последнее время привлекают всё более пристальное внимание учителей в силу заключённых в них больших воспитательных возможностей. Воспитательный потенциал традиций заключается в их повторяемости, преемственности, прочности, символизме, эмоциональности и народности.

Яркость, красочность, поэтичность, торжественность традиций делает их исключительно эмоциональной силой, воздействующей на чувства и эмоции людей. Добровольно принятые этносом или нацией, традиции становятся их духовной потребностью, объединяющим и сплачивающим фактором. Именно это свойство традиций делают их мощной силой, воздействующей на сознание, силу, душу, чувства подрастающего поколения, формируют привычки, стереотипно повторяющиеся в конкретной ситуации действия, доведённые до автоматизма. Они служат основой для воспитания более сложных привычек, таких как почтительность, уважительность, доброжелательность, любезность, такт, сдержанность и выполняют общие воспитательные функции : формируют этические привычки личности, стабилизируют межличностные общения и социальное отношение, вносят в жизнь эмоциональность. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский считал традиции и обычаи основным средством воспитания человека.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Я работаю в МКОУ Ныгдинская СОШ учителем бурятского языка. В первые годы своей работы столкнулась с такими проблемами: отсутствие языковой среды, непонимание нужности изучения родного языка населением, нежелания изучать язык учащимися, отсутствие элементарных учебников, методических пособий и многое другое.

Мною была проведена огромная работа по популизации народной культуры: родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, учениками. Большой акцент был сделан на возрождение национальной культуры, и воспитание детей на этнокультурных традициях. Совместно с родителями проводились такие праздники как «Сагаалган», «З хэйн наадан». Постепенно народ начал осознавать значимость родного языка, традиций и обычаев. На сегодняшний день родители с удовольствием поддерживают меня во всех моих начинаниях, активно принимают участие в подготовке различных мероприятий, поддерживают материально.

Задачей современной школы, в том числе и нашей МКОУ Ныгдинской средней общеобразовательной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, гражданина России. Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области

Опираясь, на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания в нашей школе разработан проект «Возрождение на 2016-2021г Региональное образование строится с учетом уникальности и своеобразия региона, а также позитивных национальных традиций. Это обогащение содержания образования на основе анализа традиционной культуры, использования положительного опыта воспитания новых поколений и на этой основе повышение эффективности образования. Обогащение образовательного пространства школы ценностями традиционной бурятской культуры, обеспечивавшей стабильность и устойчивость народа и его культуры на протяжении многих веков, приобретают особую актуальность в наши дни. Воспитание морально-психологической и эмоциональной устойчивости личности в современных условиях, наполненных разного рода соблазнами; формирование патриотических чувств (чувства малой родины) в условиях открытости границ мира; уважения старших, ответственности перед родителями – это цель системы образования, желающей обеспечить национальную безопасность страны и стабильности в регионе. Этнокультурный компонент содержания образования призван прививать молодежи уважение к ценностям и традициям не только своего, но и других народов, воспитывая толерантность, способствовать снижению уровня ксенофобских и националистических настроений в российском обществе.

Именно на это направлен социальный проект «Возрождение» Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ныгдинская средняя общеобразовательная школа на период с 2013 по 2016 гг.

Проект разработан с учетом лучших традиций школы, сложившихся за ее многолетнюю историю, с учетом современной социокультурной ситуации в регионе, в селе.

В основе построения Проекта школы лежит идея целостности трех основных элементов, к которым относятся:

• осознание социального заказа;

• теоретическое оформления основных идей, обеспечивающих этнокультурную составляющую образовательного процесса школы;

• проектирование системы управления и механизмов обеспечения основных направлений, определяющих реализацию проекта в рамках перспективного развития школы.

Среди выпускников нашей школы работники образования, культуры, здравоохранения и простые труженики. В школе сложились свои традиции : проведение праздников «Золотая осень», Сагаалгана, Масленицы, Вахта памяти, посвященная Дню Победы, творческие конкурсы (на лучшую подделку из природного материала, «Минута славы», КВН и др., участие в акциях «Теплый подарок», «Благотворительная ярмарка» и др. Кроме традиционных для всех школ праздников, отмечаются:

• Сагаалган, традиционный праздник бурятского народа

• Ежегодный фестиваль «Узы родства»

• Сур-Харбан, традиционный праздник бурятского народа

• Конкурсы Дангина», «Гэсэр»

• Моя родословная

В этом учебном году в МКОУ Ныгдинская СОШ обучается 102 ученика, национальный состав : русских-3, бурят-99, изучают бурятский язык-86, бурятский язык изучают со 2-9 классы.

Анкетирование родителей показало, что большинство родителей заинтересовано в получении этнокультурного образования и воспитания детей на этнокультурных традициях т. к. сами родители, практически не говорят на бурятском языке, не знают традиций и обычаев своего народа.

Издавна ребенок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребенка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также неизбежные изменения в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Проведенный опрос жителей нашего села выявил, что родной бурятский язык, традиции и обычаи знают в основном старейшины. И если ничего не предпринимать, то наше огромное многонациональное общество, может потерять прекрасную и замечательную нацию с ее огромной исторической культурой. Как говорили мудрецы «Нет языка – нет народа». Поэтому, воспитание детей на основе народных традиций, обычаев – становится одной из актуальных задач этического и эстетического становления общества.

Поиски информации из литературных источников недостаточны для полного понимания истории и культуры нашего народа. Необходимо работу по возрождению культуры бурятского народа проводить путем внеурочной деятельностью организацией встреч, бесед, дискуссий, организации различных культурных мероприятий и внеурочной деятельностью. И именно на это направлен проект.

Цель проекта:

Обогащение образовательного пространства школы содержанием этнокультурного образования, через:

• сохранение бурятского языка как части духовной культуры нации;

• создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, педагогов;

• сохранение, трансляция и популяризация этнокультурных ценностей бурятского народа.

Задачи проекта:

1. Разработка и реализация содержания этнокультурного образования в образовательном пространстве школы;

2. Планирование системы мер по формированию этнокультурной компетенции в процессе учебной и внеучебной деятельности;

3. Этнокультурное воспитание и формирование традиционных ценностей.

Содержание этнокультурного направления работы школы обеспечивается внеурочной деятельностью, работой школьных кружков : фольклорный «Туяа», кукольный театр «Будамшуу», краеведческий «Родник», танцевальный «Родник», спортивный «Бурятская борьба», «Шатар»

Проект реализует задачи изучения родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине.

• В фольклорном кружке «Туяа» дети знакомятся с обычаями и традициями своего народа. Дети с удовольствием посещают кружок принимают активное участие в мероприятиях различного уровня и достигают неплохих результатов. Огромной популярностью пользуется у мальчиков секция вольной борьбы, её посещают даже девочки. Тренирует ребят, руководитель секции Васильев И. А. Наши борцы принимают участие в соревнованиях разного уровня, начиная со школьных заканчивая межрегиональными соревнованиями, где показывают неплохие результаты. Становятся призёрами, привозят медали за 1 ,2.3 места.

• В кружке «Будамшуу» дети знакомятся с пословицами, поговорками, сказками и преданиями бурятского народа, разучивают благопожелания.

Кружок «Шатар» ведёт ветеран спорта неоднократная чемпионка района округа по шахматам Нихилеева АА. Её воспитанники занимают призовые места в муниципальных, областных первенствах по шахматам.

Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, у нас в школе проходит месячник бурятского языка в рамках празднования Сагаалгана. Проводятся такие мероприятия: диктант, викторина «Мой край», мастер-класс «Летоисчисление», конкурс стенгазет, рисунков, бурятская борьба, шахматы (шатар, НПК «Традиции и обычаи бурятского народа», моя родословная, конкурс Дангина, Гэсэр, конкурс национальных блюд.

Праздник Сагаалган стал неотъемлемой частью традиционной культуры. Здесь дети ближе знакомятся с оригинальностью национальной кухни, духовно обогащаются культурой своего народа, начинают ценить и любить древние обычаи и традиции.

Возрождению обрядов, обычаев традиционной культуры в наши дни является еще один любимый детьми праздник «Сур-Харбан», на котором ребята сами принимают активное участие и в спортивных и культурных мероприятиях. В этом году наши дети приняли участие в открытии районного праздника «Сур-Харбан». Большую помощь в реализации проекта оказывают родители, которые поддерживают начинания своих детей, они шьют сами национальные костюмы для выступлений принимают активное участие к подготовке и проведению всех мероприятий. Неоценима помощь в проведении праздников старейшин нашего села. У них мы черпаем то бесценное богатство, которое называется «Устным народным творчеством». Из их уст мы узнаём и записываем старинные песни, благопожелания, пословицы, поговорки, готовим обряды.

Стремление к национальному возрождению, повышению интереса к традиционной культуре характерна для нашей школы.

Много народных традиций, обычаев регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них, устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность кружки, секции оказывают положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, на воспитание уважения к культуре и языку, традициям своей малой родины.

«Yг гарбалайнгаа ёhо заншалые

улам hайнаар hэргээе

ури хYYгэдтээ бага наhанhаань

ундэhэнь хэлыень мэдYYлэе.»

Литература

1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2. Бурхинов Д. М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. –Улан-Удэ, 1993

3. Ц. Р. Базаров, Е. Г. Базарова, В. Б. Бартуева. Сельская школа в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы. - Улан-Удэ, 2011

4. М. С. Васильева «Бурятские и русские природоохранительные традиции». Улан-Удэ 2002.

5. М. С. Васильева «Основы этнической педагогики бурят».

Улан-Удэ2002

6. М. С. Васильева «Бурятский этикет» Улан-Удэ 2002.

Прикреплённые файлы:

proekt-b-p_sjlps.ppt | 2340,5 Кб
 
Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание на национальных традициях (из опыта работы) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Даниловна Петинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание на национальных традициях (из опыта работы)
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 12:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД