МААМ-картинки

Воспитание культурой. Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

Ирина Ермолаева
Воспитание культурой. Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

Ермолаева Ирина Анатольевна

старший воспитатель

ГБДОУ детского сада № 109

общеразвивающего вида

Адмиралтейского района СПб

«Всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться : только этим люди влияют на других, воспитывают их»

Л. Толстой

Публикация «Воспитание культурой, Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового общества. Да, сегодня изменилось представление о том, что такое современное образование, в том числе и дошкольное. Изменились и требования, которые ему предъявляет общество. Но фундаментальная и базовая ценность осталась прежней - это успех каждого ребенка, которого без качественного образования невозможно достичь. И это не просто красивые слова. Это должно быть результатом ежедневного труда педагогов.

Качества образования нельзя достичь без качественного воспитания. Это возможно только в условиях их гармоничного сочетания, когда одно "пропитано" другим. В детском саду эти два понятия всегда были тесно связаны друг с другом. Воспитательные моменты переплетены воедино с образовательными. Однако, современное законодательство регламентирует нам необходимость выделения воспитательной работы в отдельный документ. Принятые поправки к "Закону об образовании в Российской Федерации" п. 1. ст. 12.1. выдвигают требования о создании в каждой образовательной организации, в т. ч. и в детском саду "Рабочей программы воспитания", и это обосновано. Образование будет давать обучающимся не только знания и навыки, но и воспитывать моральные и духовные ценности, которые станут основой личности. Воспитатели должны понимать главную цель программы - воспитать разностороннюю и ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему «малой Родины», Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

В содержании ФГОС также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств у дошкольника. Анализ понятийного аппарата ФГОС показал так же многообразие использованных в нем терминов, так или иначе связанных с базовым понятием «культура». В задачах введения ФГОС заявлено «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей»; «формирование общей культуры личности детей»; «формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей». В описании образовательной области «речевое развитие» предусматривается «владение речью как средством общения и культуры». Программы, формируемые участниками образовательных отношений, должны быть направлены «на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках». В требованиях к условиям реализации Программы прописано «создание условий для овладения культурными средствами деятельности». В целевых ориентирах к результатам дошкольного образования первым пунктом указано: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности». Это доказывает и важность проблемы, и неоднозначность толкования в современной научно-методической литературе основных терминов, касающихся проблемы освоения культуры дошкольником. На одном из первых круглых столов, посвященных введению ФГОС ДО, среди причин, вызвавших необходимость безотлагательной разработки и внедрения этого документа, А. Г. Асмоловым были названы «три глобальных вызова современности», угрожающих становлению новых поколений населения нашей страны. Первый вызов – увеличивающееся социальное неравенство детства – требовал, преимущественно, экономических и политических решений, гарантий обеспечения достаточно высокого уровня дошкольного образования всем без исключения гражданам нашего государства. А вот второй и третий вызовы были напрямую связаны с угрозами традиционным механизмам трансляции и усвоения социокультурного опыта. В норме, такой опыт передается детям двумя путями: «по вертикали» (от предшествующий поколений, от взрослых – ребенку) и «по горизонтали» (от сверстников либо от чуть более старших детей в условиях хорошего функционирования детской субкультуры). Оба эти пути важны, взаимодополняемы, но не взаимозаменяемы. Серьезные проблемы сейчас наблюдаются с обоими.

В этой связи хотелось бы напомнить об еще одной очень значимой особенности ФГОС ДО, которую не так часто рассматривают при анализе документа. Федеральный стандарт разрабатывался не только в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в которой признается «важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка».

В Конвенции заявлено, что «Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха» [Статья 31]. Для того, чтобы эти бесспорные слова не остались лишь в теории, необходима заинтересованность семьи, профессиональная компетентность педагогических кадров и эффективный педагогический инструментарий. Но не менее важно осознание взрослыми важности объединения усилий для введения ребенка в социум как в пространство развивающейся культуры, в котором его роль – не наблюдателя, а исследователя и творца.

Современный детский сад позиционируется как целостное культурнообразовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, формируются первичные ценностные ориентации, создаются условия освоения детьми различных культурных практик. Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры : с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для формирования нравственных качеств дошкольника, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. И детский сад становится образовательным пространством, обладающими воспитательным потенциалом по средствам культурных практик.

Собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку этот период является сензитивным к эвристическому познанию окружающего мира формированию элементарных мировоззренческих основ, необходимых для дальнейшего развития духовно- нравственных качеств и восприятию культурного наследия нашей страны. у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально— психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств. Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом. И именно эта особенность дошкольного детства побудила нас к необходимости разработки культурных практик для формирования понимания культурного наследия и нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Проектируемые нами культурные практики предъявляют особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию развивающей предметно-пространственной среды. Они реализуются через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития. Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей, комплексно-тематического планирования Рабочей программы воспитания и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Неделя милосердия», «День пожилого человека» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, взаимодействия гуманистической направленности. Художественно-эстетическое направление и соответствующие культурные практики преобладают в проектах «Театральная неделя», «Книжкина неделя» «Музыкальные гостиные», проект «Мир вокруг нас» связаны с познанием субкультуры ребёнка и культурными практиками познавательно- исследовательской деятельности. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к Родине, к народным традициям, фольклору, к природе и проект (выставка) «Моя Россия» помогает ребёнку увидеть многообразие русской культуры.

Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок, концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи. Важно внимательно изучать содержание повседневного детского опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку. Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности, поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде успешных индивидуальных культурных практик.

Традиционная система культурного наследования опиралась на взросление детей в условиях многопоколенной семьи, предполагала включенность в воспитательный процесс не только ближних, но и дальних родственников, всей сельской общины, транслировавшей ребенку единую систему ценностей. Специфика городской среды обусловила разрыв таких многоуровневых семейных и родовых связей. После революции государство закрепило за собой преимущественное право на идеологически правильное воспитание граждан нового общества. В условиях приоритета общественных ценностей над семейными выросло несколько поколений наших сограждан, пока в эпоху перестройки не произошел резкий слом привычных устоев, не образовался идеологический вакуум. Обращение к общечеловеческим, семейным ценностям и ценностям культуры как воспитательным ориентирам не могло мгновенно заполнить образовавшийся идеологический разрыв, в том числе, разрыв поколений. Его последствия продолжают ощущаться до сих пор. И усилиями только дошкольных образовательных организаций ситуацию в корне не исправить – даже высокопрофессиональные педагоги не заменят для ребенка сложную систему семейных и общественных воспитательных воздействий, обеспечивающих трансляцию духовно-нравственного, эстетического, мировоззренческого опыта предшествующих поколений – нынешним и будущим.

Размышления о проблемах воспитательного потенциала культуры в контексте ФГОС ДО, хотелось завершить словами А. Г. Асмолова: «Нам необходима культурная социализация ребенка, его приобщение через общение, через игру к лучшим гуманитарным, гуманистическим образцам нашей культуры»

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября

1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1

4. Асмолов А. Г. Культурный ген связи времен// Учительская газета. – 2013. – № 29. – 16 июля

5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб. : Питер, 2008.

Асмолов А. Г. Детство ради детства: между адаптацией и социализацией.

6. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении : история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007.

7. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М. : Просвещение, 2011.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание культурой. Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Ермолаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание культурой. Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 22:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД