Папки-передвижки

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности старших дошкольников

Квятковская Валентина Александровна
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности старших дошкольников

Преобразования в современном российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования.

В основе дошкольного образования находится принцип развивающего образования, предполагающий познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире. Познавательная деятельность составляет значимый аспект математического образования для детей старшего дошкольного возраста. В процессе формирования элементарных математических представлений активизируются наблюдательность, любопытство и любознательность, которые, в свою очередь, формируют познавательную активность старших дошкольников и оказывают существенное влияние на их познавательные интересы.

Публикация «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах

В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений:

1. познавательная активность как естественное стремление детей к познанию (Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо).

2. познавательная активность- качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания (Г. И. Щукина).

Проблему познавательной активности детей ученые, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Таким образом, условием развития познавательной активности -являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Свою работу начала с изучения уровня сформированности познавательной активности и уровня усвоения элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы использовали исследования В. В. Зайко, З. Ф. Чехлова, В. В. Щетининой о показателях познавательной деятельности и педагогические исследования Ж. Н. Тельновой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, Е. Н. Юрчук об уровнях сформированности познавательной активности у дошкольников.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на двух заданиях, которые предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков Никитина

В результате проведенной работы было установлено, что 29 % детей имеют репродуктивно-подражательный уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

63 % детей показали поисково-исполнительский уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Лишь 8% детей имеют поисково-продуктивный уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Анализ результатов исследования по усвоению элементарных математических представлений показал следующие результаты: дети недостаточно уверены в своих знаниях, затрудняются сравнивать величины предметов, путаются в определении свойств времени и пространственных отношений.

Полученные результаты говорит о необходимости ее развития, а также о повышении качества усвоения элементарных математических представлений

Немаловажное значение в развитии познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен уголок занимательной математики, который совместно с детьми был назван «Школа учёной совы».

Организуя уголок, исходили из принципа доступности игрового материала детям в данный момент, помещали в центр такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Это игры:

на освоение элементов логики, структуры высказываний с использованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с включением союзов «и», «или», «если (изменить, то» : игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

на освоение состава чисел из двух меньших, сосчитывание парами, по 3, 4, 5, разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов: игры и упражнения, самостоятельная деятельность с использованием цветных счетных палочек Кюизенера

на овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности, проявление смекалки и сообразительности в играх-головоломках, в ходе решения логических занимательных задач

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников мы используем магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетные палочки. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде дети переходили к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.

В течение года, по мере освоения игр, вносили новые, более сложные виды игрового занимательного материала.

В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования игрового занимательного материала для развития познавательной деятельности.

Основные принципы работы:

• Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

• Стимуляция любознательности ребенка. Старались использовать оригинальный материал, который может вызвать интерес, удивление.

• Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

• Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

• Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал вместе завершить то, что было задумано ребёнком.

Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:

–ООД

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий. Таким образом основной формой работы с детьми является организованная образовательная деятельность.

Игровой занимательный материал использовался : в начале занятия в качестве разминки для закрепления ранее изученного материала; в конце занятия – для закрепления вновь изученного материала.

Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием. Так, например, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачки-шутки уместны в ходе решения задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

-Совместная деятельность в ходе режимных моментов

организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей. На утренней гимнастике детям интересна игра “Разминка”, в которой человечки на картинках выполняли разные движения, а детям необходимо их повторить.

Для стимулирования активности детей предлагали проблемные ситуации. (Помоги Красной шапочке найти путь к бабушке).

В математические развлечения и досуги включали считалки, пословицы, занимательные задачи в стихотворной форме, и развивающие игры, игры – соревнования. Математический материал был включён в сценарий с учетом степени сложности, характера занимательного материала и интересов детей.

2. Блок – самостоятельная деятельность детей.

В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.

В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения.

Наглядный

При использовании наглядного материала, математические понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти, для чего использовали различные карточки – схемы, игровые поля для действия с предметами, план – карты, фишки.

Примером наглядного метода также является использование знаков – символов, с помощью которых можно кодировать информацию. Использовали счетные палочки и блоки Дьенеша, с помощью которых дети строили и преобразовывали простые и сложные фигуры по условиям. Это способствовало развитию у детей смекалки и сообразительности, самостоятельности, развитию волевые качества, поиску нестандартного решения.

Использование наглядного метода переплетается со словесным методом. Посредством слова руководили игрой: поощряли, направляли и помогали осмыслить. Всегда показывали ребенку, что он может делать еще лучше. Оценку действий давали конкретную. Примером словесного метода служат словесные игры, такие как “Логические концовки”, задачки – шутки, загадки, которые использовали в работе.

Так как вся работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом является игровой. Так, например, при моделировании плоскостных фигур дети не просто перекладывают фигуры по схеме, они помогают персонажу, спасают его.

Элемент соревнования использовали при организации математических развлечений и КВН. При этом старались, чтобы соперники в игре были равны по силам. Постоянные неудачи с более сильным противником отбивают у детей желание играть.

Необходимо отметить, что деятельность с занимательным математическим материалом носит интегрированный характер.

Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.

Для этого были проведены родительские собрания как в традиционной, так и в не традиционной форме («Использование занимательного материала», на котором родители познакомились с видами игр и различными видами занимательного материала.

Также были проведены консультации и мастер-классы «Игры в развитии умственных способностей детей», «Игровые занимательные задачи». Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается.

Также родители активно оказывали помощь в обагащении развивающей среды в группе : помогали в изготовление пособий для игр.

На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развитию познавательной активности детей по средствам использования занимательного математического материала и уровень усвоения элементарных математических представлений.

Исследования показали, что уровень познавательной активности значительно вырос. Дети стали больше проявлять эмоциональной вовлеченности и инициативности, количество задаваемых вопросов также возросло. Полученные изменения познавательной активности проявились и в повседневных отношениях. Нами было отмечено, что дети стали больше интересоваться групповыми занятиями, стали собраннее, «повзрослели».

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной активности, появившиеся у детей: у них появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берёт паузу, внимательно рассматривает кубики, либо другой предложенный математический материал, и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе манипулирования с кубиками, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.

Также использование занимательного математического материала способствовало повышению качества усвоения элементарных математических представлений дошкольниками.

В целом, исследование показало, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, формирования важных качеств личности ребенка, а также развития его познавательной активности.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Квятковская Валентина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 11:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД