Лучший педагог года

Проект «В стране тактильных ощущений»

Вера Данилова
Проект «В стране тактильных ощущений»

Проект

Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям. Могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи. Среди маленьких и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для детей дошкольного возраста. Поэтому для детей младшего дошкольного возраста должны находиться детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги. В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой. Участники проекта : дети раннего возраста и вторые младшие группы, родители младших групп, воспитатели Данилова В. В., Возраст детей: 3-4 года Продолжительность проекта : краткосрочный Вид проекта : информационно-творческий Сроки реализации: 02 ноября 2018 по 09 ноября 2018 Актуальность: Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Цель: Применение в работе с детьми нарушением зрения тактильной книги и тактильных дощечек для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики, а так же вовлечение в работу по созданию пособий родителей. Задачи: • Расширять представления детей об окружающем мире. • Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь. • Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). • Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов. • Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов. • Обогатить словарь детей новыми словами. • Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой). • Воспитывать познавательный интерес, усидчивость. Ожидаемые результаты: 1. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. 2. Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина). 3. Познакомить со способами действия с предметами (погладить, надавить, пощупать). 4. У детей пополнится словарный запас. 5. Дети знают правила культурного обращения с книгой 6. Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.

Публикация «Проект „В стране тактильных ощущений“» размещена в разделах

Этап реализации проекта

План мероприятий вторая младшая группа

02.11. 18 - Беседа: «Что такое книга? Как нужно ухаживать за книгами?». Цель: Закреплять навыки бережного обращения с книгой, активизировать познавательную деятельность. Воспитывать любовь, интерес к книге. - Анкетирование родителей «Книга в вашем доме». Цель: Выявление мнения родителей о значимости книги в семье, формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы. -НОД (аппликация) «Ежик». Привлекать ребят к работе с бросовым материалом. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Цель: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки 05.11.18 -Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет» Цель: Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения. -Дидактические игры: «Собери мячи в ведерко», «Подбери предметы похожие по цвету», «Домино», «Занимательная коробочка», «Пирамидка», «Украсим елочку». Цель: Закреплять у детей умения группировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка. -Чтение сказок: Л. Н Толстой «Три медведя», К. Д Ушинский «Сказки», Цель: Воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно. Сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию соблюдений элементарны правил послушания. Развивать целостное восприятие: узнавать сказку по иллюстрации. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя-НОД (лепка) : «Пусть всегда будет солнце». Цель: Учить скатывать из пластилина «шарик», сплющивать его, дополнять работу деталями из трубочек для коктейля; учить детей наблюдать за солнцем и за настроением людей в солнечный день; обобщить знания детей об осени, её характерных признаках; подвести детей к мысли о радости и пользе солнечного света; совершенствовать умения отвечать на вопросы; обращать внимание детей на изображение солнышка художниками при иллюстрировании книг; совершенствовать приёмы лепки, развивать мелкую моторику пальцев рук; 06.11.18 -НОД «Какие бывают книги». Цель: Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг. Закреплять правила культурного обращения с книгами. -Сюжетно-ролевые игры: «В библиотеке». Цель: Закрепить правила поведения в общественном месте, воспитывать бережное отношение к книгам, воспитывать отзывчивость и уважение к труду библиотекаря. -Дидактические игры: «Угадай предмет», «Чудесный мешочек» «Четвертый лишний», «Узнай форму», «Разложим мишкам мисочки». Цель: Учиться обследовать форму предмета рукой. Учиться ориентироваться в форме предметов без участия зрительного анализатора. -Рассматривание книжек самоделки: Колобок, Репка, Загадки и отгадки, Про Машу. Цель: Развивать целостное восприятие, учить обследовать изображение с помощью осязания. Познакомить с материалами, из которых сделаны изображения. Развивать мелкую моторику рук. 07.11. 18 - Дидактические игры: «Сенсорные дорожки», «Шнуровка», «Завяжем куклам банты», «Липучки», «Пуговицы». Цель: Развивать мелкую моторику рук. -НОД «В царстве царя -Разноцвета». Цель: Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; -Консультация для родителей «Этапы создания тактильной книги». Цель: Познакомить родителей с технологической последовательностью изготовления тактильных книг. 08.11.18 -НОД (Лепка) «Зернышки для петушка». Цель: Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом. -Памятка для родителей «Основные требования к тактильной книге» Цель: Познакомить родителей с требованиями необходимых при создание тактильной книги. -Дидактические игры «Разложи по величине», «Мозаика», «Пуговицы», «Найди лишний предмет», «Большой - маленький», «Что в мешочке?», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Самая длинная, самая короткая», «Дальше, ближе», «Собери». Цель: Закрепить представления о форме, цвете, размере. Развивать зрительное чувство. Развитие слухового внимания. Учить соотносить предметы между собой, сравнивать их. Знакомить с величиной. Развитие тактильных ощущений. 09.11.18 -Круглый стол для родителей «Тактильная книга». Цель: Научить родителей, как самостоятельно изготовить книгу - пособия для развития тактильных ощущений у детей младшей группы. -Оформление выставки «Тактильные книги». Цель: Привлечь родителей к творчеству. Обеспечить детям свободный доступ к тактильным книгам, для рассматривания иллюстраций, обследования изображений. Активизация родителей к совместной с педагогом в работе по развитию сенсорных эталонов.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; 2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2005. 3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 4.https://www.tagillib.ru/bibliofeels_club/club_program/a_special_children_special_books/. Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки»Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Татьяна Маликова Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Предлагаю дидактическое пособие,.

Дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на МAAMДидактическое пособие «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на МAAM Дошкольное детство — период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент дальнейшего развития. Развитие мелкой моторики.

Дидактическое пособие своими руками «Чудесный куб» ко Дню тактильных ощущений на МAAMДидактическое пособие своими руками «Чудесный куб» ко Дню тактильных ощущений на МAAM Попова Валентина В настоящее время согласно стандарту образования большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, причём не только.

Фотоотчёт «Роль дорожек для ходьбы» в День тактильных ощущений на МAAM»Фотоотчёт «Роль дорожек для ходьбы» в День тактильных ощущений на МAAM» Попова Валентина Сегодня мне бы хотелось рассказать о дорожках для ходьбы и массажа рук. Многие коллеги уже писали и рассказывали об этом,.

Игры для развития тактильных ощущенийИгры для развития тактильных ощущений Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений. Эти игры использую для работы с детьми.

Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки»Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки» Тактильные ощущения - форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих.

Мастер-класс «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на МAAMМастер-класс «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на МAAM Мастер – класс «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на Маам. Уважаемые друзья и гости моей странички, предлагаю Вашему вниманию.

Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки»Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки» Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами мы поняли, что одним из главных способов познания.

Пособие для развития тактильных ощущений маленьких детейПособие для развития тактильных ощущений маленьких детей Предлагаю вашему вниманию пособие выполненное из природного материала, для развития тактильных ощущений при работе с маленькими детьми.

«Волшебные деревья» для развития тактильных ощущений«Волшебные деревья» для развития тактильных ощущений Здравствуйте, уважаемые маамовцы! К новому учебному году мы с детьми полготовительной группы приготовили волшебные деревья - дидактическое.

Публикация Проект «В стране тактильных ощущений» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вера Данилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «В стране тактильных ощущений»
Опубликовано: 7 августа 2020 в 11:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД