Лучший педагог года

«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы

Ольга Мякушина
«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы

Комплексное занятие «В саамской деревне…» старшая группа.

Автор: Мякушина Ольга Александровна музыкальный руководитель МБДОУ г. Мурманска № 80.

Цель: Познакомить детей с культурой коренных жителей Кольского полуострова.

Задачи:

1. учить детей слушать нетрадиционную вокальную музыку;

2. учить петь протяжно, чётко произносить слова, передавая характер музыки;

Публикация «„В саамской деревне“, Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы» размещена в разделах

3. формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

4. воспитывать интерес к истории и культуре родного края, обогащать музыкальные впечатления детей.

Материал: саамский костюм, муляж костра, проектор и экран для показа картинок, варган, маска волка, 4 обруча.

Ход занятия:

Дети входят в зал. На экране изображение саамской деревни.

М. Р. : Здравствуйте дети. Сегодня я приглашаю вас посетить саамскую деревню. Кто-нибудь знает, кто такие саамы?

Ответы детей

М. Р. : Саамы – это малочисленный народ Крайнего Севера. Жили и живут они в Мурманской области. Устаревшее название этого народа - «лопари».

Посмотрите на следующую картинку (на картинке изображена саамская семья с оленем). Как вы думаете, чем занимаются саамы?

Ответы детей

М. Р. : Саамы – оленеводы. Это значит, что они выращивают оленей. Сейчас я хочу познакомить вас с игрой, которая называется «Важенка и оленята». (выбрать одного волка). Волк до слов «Волк идёт» сидит в сторонке, а остальные, подняв ручки над головой и сложив ладошки вместе тыльной стороной, изображают оленят – бегают под музыку по всему залу врассыпную, высоко поднимая колени. Когда звучат слова «Волк идёт» - «волк» должен догнать «оленят». А «оленята» прячутся в домики-обручи. Игра.

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, кто же такая «важенка», как вы поняли?

Ответы детей

М. Р. : Правильно, ребята, так называют самку северного оленя.

Посмотрите на следующую картинку: вы видите изображение настоящей саамской деревни. Эти необычные дома называются «кувакса». Повторите – кувакса. В доме посередине всегда горит костёр. Давайте и мы с вами представим, что находимся в куваксе и сядем у костра. (Дети садятся на пол вокруг костра). Саамы – кочевой народ. Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей

М. Р. : На самом деле это значит, что лопари никогда не живут на одном и том же месте, они постоянно переезжают – кочуют. И для того, чтобы удобнее было перевозить с собой дома, куваксы делаются из легких, но прочных материалов. Посмотрите на изображение: основа куваксы – жерди, они покрываются оленьими шкурами. Внутри на полу тоже лежат оленьи шкуры. А наверху оставляют отверстие. Как вы думаете – для чего?

Ответы детей

М. Р. : Правильно, для того, чтобы дым от костра выходил наружу. Молодцы!

(показ костюма) Это – национальный саамский костюм. Что нашито впереди?

Ответы детей

М. Р. : Правильно – это солнце. Так как саамы северный народ, то им, как и нам с вами, не хватает солнца. Поэтому в украшениях и одежде присутствуют солнечные символы.

Сейчас я хочу рассказать вам немного об одном интересном музыкальном инструменте и необычной технике пения. (показ варгана) Этот музыкальный инструмент называется «варган». Повторите вместе - «варган». Послушайте как он звучит (игра на варгане). Понравилось? Но варган – это не единственная особенность саамского народа. Есть еще очень интересная техника исполнения песен – горловое пение, когда звук зарождается в глотке и гортани. Послушайте небольшой музыкальный отрывок. Вы сможете услышать, как используется в музыкальных произведениях варган, и та самая особенная техника горлового пения. (Слушание) Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

Ответы детей. Пробуют петь в технике горлового пения.

М. Р. : Немного мы засиделись, поэтому давайте разомнём наши ручки. (пальчиковая гимнастика «Гном и гром»). Не случайно мы сейчас про гномика вспомнили. Есть у саамов сказочное существо – гномик Чахкли. Посмотрите на картинку. Это маленькие человечки, ростом не больше годовалого ребенка. У них есть свои маленькие куваксы, олени. Ходят они голыми, даже в самый сильный мороз. Чахкли очень веселые и любят над людьми подшучивать. Послушайте песенку про этих озорных гномиков (исполнение песни «Гномик» стихи О. Вороновой, перевод В. Смирнова, муз. В. Матвеева). Я предлагаю вам разучить первый куплет этой песенки (разучивание первого куплета, разбор непонятных фраз).

М. Р. : Ещё я хочу вас познакомить с танцем, который называется «Льдинки, ветер и мороз». Для этого нам нужно встать парами. На первую часть музыки, приседая, поднимаем поочередно правую и левую руки вверх, затем две вместе, через стороны опускаем. «Позвонили» у ушка. На вторую часть музыки «льдинки» разлетаются по залу врассыпную. На третью часть музыки, после слов «мороз», вы снова в парах кружитесь, держась за правые руки. (исполнение танца)

М. Р. : Вот мы и познакомились с некоторыми особенностями саамской культуры. Напомните мне, как называется саамский дом – кувакса, кто такая важенка – олениха, как называется этот музыкальный инструмент (показ) – варган, как зовут сказочного гномика – Чахкли. Молодцы! Все запомнили!

Я даю вам книгу писательницы Ирины Ядринцевой «Волшебный полуостров» про гномиков Чахкли. Вы её прочитаете, после чего на занятии нарисуете этих сказочных существ. А я обязательно их посмотрю. Спасибо за занятие, До свидания!

Публикации по теме:

Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского»Конспект и видео музыкального занятия для старшей группы ДОУ «Сказка «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель:Доброе утро,ребята! На новогоднем утреннике мы с вами исполняли шумовой оркестр на барабанах и.

Конспект и видео музыкального занятия «Ударный музыкальный инструмент-колокольчик» для старшей группы ДОУКонспект и видео музыкального занятия «Ударный музыкальный инструмент-колокольчик» для старшей группы ДОУ Ход занятия: Музыкальный руководитель Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым музыкальным инструментом,.

Конспект комплексного занятия «Литература о котах и кошках» для детей старшей группыКонспект комплексного занятия «Литература о котах и кошках» для детей старшей группы Конспект комплексного занятия "Литература о котах и кошках" для детей старшей группы. Цель: познакомить детей со стихотворением С. Городецкого.

Конспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группе Уже более 950 лет стоит на реке Немиге наш прекрасный город Минск. Ежегодно, во 2-ю субботу сентября, наш Минск отмечает день города. В.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна» Конспект комплексного занятия в старшей группе по теме: «Весна». Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла»Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Развитие музыкальных способностей.

Конспект музыкального занятия «Осенние подарки», для детей старшей группы Конспект музыкального занятия «Осенние подарки», для детей старшей группы Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей.

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ «Музыка и время» для старшей группы Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ «Музыка и время» для старшей группыПредлагаю вашему вниманию конспект и презентацию к.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группыКонспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Конспект тематического музыкального занятия с использованием ИКТ «Колокольцы-бубенцы» для старшей группы Цель: Дальнейшее формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В саамской деревне». Конспект комплексного музыкального занятия для старшей группы
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 13:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД