МААМ-картинки

Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» в старшей группе

Юлия Иванова
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» в старшей группе

Выполнила:

Иванова Юлия Петровна,

воспитатель МБДОУ № 26 г. Углегорск Сахалинской обл.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

познавательное развитие

(знакомство с русской народной культурой в старшей группе)

Тема: «В гостях у Хозяюшки».

Цель: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, семейным укладом.

Публикация «Конспект НОД „В гостях у Хозяюшки“ в старшей группе» размещена в разделах

Задачи: Обучающие: Дать детям знания, почему Русь называли деревянной. Расширять и углублять представления о быте наших предков.

Развивающие: Развивать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора. Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, прибаутками, загадками. Закрепить умение лепить фигурки птиц из теста.

Воспитательные: Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Формировать интерес к русскому народному творчеству.

Интеграция областей: * Познавательное развитие (патриотическое воспитание) *Коммуникация, * Речевое развитие, * Художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: беседы, рассказы о жизни и быте русского народа, семьи; рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок; рассматривание изделий народно-прикладного творчества; слушание песен, музыки русского народного хора, разучивание русской народной игры «Петушок», «Гори-гори ясно», потешек, закличек, пословиц, прибауток.

Материал: деревянные предметы быта: мебель, посуда, игрушки в разнообразных народных направлениях. Предметы народно-прикладного искусства: Павлопассадские платки, разнообразные вышивки, предметы одежды, салфетки, полотенца в русском народном стиле; тесто для изготовления птиц, аудиозапись русских народных песен: «Дороги России», «Добрые Дела», «Оттепель».

Ожидаемые результаты – дети должны знать:

– Историю своего народа, особенности быта, обычаи гостеприимства, уклада семьи.

– Малые литературные формы по теме.

Дети должны уметь:

– Использовать малые литературные формы (потешки, загадки, пословицы, прибаутки) в играх, быту, общении.

– Оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме.

– Высказывать суждения по теме, используя личный опыт, впечатления.

– Проявлять активный интерес к истокам русской народной культуры.

Ход:

Группа украшена в виде «русской избы». Звучит песня «Дороги России». У входа в избу детей встречает Хозяюшка – (воспитатель в русском народном костюме).

Хозяюшка – (воспитатель) : Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях – «Для дорого гостя и ворота настежь».

Дети здороваются: «Здравствуйте Хозяюшка, видим, что рады вы нам».

Хозяюшка : – «Хозяин весел – и гости, радостны».

Рассаживайтесь, гости, поудобнее и послушайте, что я расскажу вам интересного.

– Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…»

(звучит в записи русская народная песня).

– А знаете, почему Русь назвали деревянной? (выслушать ответы детей).

– Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называют избами. И всё -то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, посуда, инструменты (показ макета избы).

– На Руси избу украшали и дом прославляли.

– Какие пословицы вы знаете о доме?

Дети: – «Домом жить – не лукошко шить».

«Домом жить – не развеся уши ходить».

«Домом жить – обо всём тужить».

«Без хозяина дом – сирота».

Хозяюшка : – И жили в русской избе дружно.

На златом крыльце сидели

Муж с женою и детишки,

(выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах с куклами, садятся на лавочку) – И коровка, и телёнок

Куры, утки, поросята,

Овцы, кролики, гусята.

Детки с мала до велика,

Вот бабуля, и дедуля

На крыльце сидела вся

Наша дружная семья.

Муж (мальчик) : – Разрешите представиться

Я – хозяин дома, а это красавица – моя жена,

Рукодельница, не бездельница,

Стряпуха – говоруха,

А это детки наши озорные, весёлые, шаловливые.

Жена (девочка) : – Мой муженёк все дела в доме знает и гостей привечает.

Наша изба ровно тепла,

Домом жить – не лукошко шить,

Домом жить – обо всём тужить,

А живём мы своей семьёй дружно,

Ладно да складно.

Вместе: – Мы семья Ивановых.

Хозяюшка : – В семействе Ивановых

Все умны и здоровы,

Ивановы – молодцы –

Едят солёные огурцы.

– А какие хозяева умельцы рукодельные! Из обыкновенного полена народный умелец может, например, вырезать вот такую шкатулку (показ резной шкатулки).

– Как вы думаете, для чего нужна резная шкатулка в доме, в хозяйстве? (высказывания детей).

– Правильно, в шкатулке можно хранить мелкие предметы, украшения, любоваться красивым узором на шкатулке. Это произведение народного искусства.

Много предметов на Руси делали из дерева: стол, стул, кровать, скамейки, сундук, смастерил столяр. Вырезал деревянную посуду – бондарь, а игрушечник изготавливал – игрушки потехи ради, детям на забаву (показ разных деревянных предметов).

Жена (девочка) : – Наша Хозяюшка в дому

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает

Всех гостей приветливо встречает

Да стол накрывает.

(сервирует стол деревянной посудой).

Хозяюшка : – Посуду на Руси любили деревянную. Народные мастера расписывали яркой росписью и покрывали лаком ( показ предметов деревянной посуды хохломской росписи: миска, чашка. ковш, жбан, солоница, тарели, расписные ложки).

– Отгадайте загадку, о каком предмете идёт речь?

«Сама не ест, а всех кормит?» (Ложка)

– Ложкой не только ели, но и играли, малых деток потешали.

– Выходите ложкари, берите все ложки, поиграем немножко. (Ритмико-дидактическая игра на ложках под пение распевки «Петушок»).

– О каком предмете я вам сейчас загадаю следующую загадку?

«Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком». (Расчёска)

– Вы правильно догадались – это расчёска. В старину этот предмет называли гребнем. Он тоже был деревянный. На что он похож?

– Девица расчёсывала им волосы и приговаривала, чтоб волос рос длинным, шелковистым. (Предложить девочке гребень и причесать куклу в Рус. нар. костюме приговаривая) «Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся».

Хозяюшка : – Вечерами в избе собиралась вся семья. Малые ребятишки играли игрушками деревянными, забавлялись бирюльками, свистульками (показ народных деревянных игрушек).

– Затем детишек укладывали спать и пели им колыбельную.

– Какие колыбельные песенки знаете? (предложить детям покачать куклу и спеть колыбельную).

«Баю, баю, баю-бай…

Ты собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится…

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай».

Хозяюшка : – Женщины на Руси-рукодельницы вечерами ещё и вышивали, ткали ковры, дорожки, да платки расписные (показ вышитых изделий, тканой дорожки, платков расписных).

– С давних времён полюбились людям расписные платки и их использовали по-разному.

– Как можно использовать платок? (ответы детей).

– Правильно, повязать на голову, на шею, накинуть на плечи, завернуть ребёночка, накрыть стол, украсить избу.

– Ещё с платком любили в разные народные игры играть.

– Какие русские народные игры вам знакомы?

(Дети называют «Жмурки», «Передай платочек» и др.)

– Поиграем в игру с платочком? «Гори-гори ясно!»

(Ведущего выбираем считалкой, дети играют 2-3 раза).

Хозяюшка : – Отгадайте-ка ребятки мою следующую загадку:

«Наша барыня-Сударыня

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов напекла.

Всех к обеду собрала. Что это?» (Печь).

– Какие вы догадливые ребята.

– Ни одна изба на Руси не обходилась без печки. Печь ставили посреди избы. Белили белилами, известью, расписывали узорами. Печь в дому и согревала хозяев, и кормила.

Ребё нок: – «Ой, ты печка – Сударыня,

Помоги нам, барыня!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!».

Хозяюшка : – Издавна на Руси хозяюшки пекли в печи необычные фигурки из теста. С приходом весны любили выпекать фигурки похожие на птичек: жаворонков, куликов, грачиков. В старину такое печенье раздавали детям, и те на восходе солнца влезали на крыши изб, амбаров, бань – закликивать весну. Поднимали сдобных птиц повыше и пели, потом обменивались ими:

«Выходи, народ

Становись у ворот –

Весну закликать,

Зиму провожать!»

– Хотите вместе со мной слепить из теста разных сдобных птичек?

Дет: – Да, хотим!

(По показу взрослого дети из солёного теста лепят фигурки птиц. Под звучание песни «Добрые дела» раскладывают их на противень. По окончании работы противень уносят на кухню для запекания).

Хозяюшка : – Ну вот, и работа сладилась. Сегодня в гостях вы узнали у меня много интересного о том, как на Руси жили поживали, трудились, да малых детушек растили. Теперь можно поплясать да позабавиться – делу время, потехе час. (Все пляшут под русскую народную песню «Оттепель». Дети по желанию продолжают играть в сюжетно-ролевую игру «Семья», «Дом»).

Приложение: Ритмико – дидактическая игра «Петушок».

Дети образуют круг. Идут по кругу с высоким подниманием колен, плавно размахивая руками вверх, вниз приговаривая (пропевая)

Петя, Петя – петушок

Золотой гребешок

Петя по двору пошёл

И горошину нашёл

А горошина упала

Покатилась и пропала.

Ритмично прохлопывают в ладони или отстукивают разными предметами (ложками, кубиками, палочками и т. д.)

Ох, ох, ох, ох,

Где-то вырастет горох

Ох, ох, ох, ох,

Где-то вырастет горох.

Русские народные считалки:

*** Начинается считалка *** Раз, два, три, четыре, пять,

На берегу сидела галка, Мы собрались поиграть,

Две вороны, воробей, К нам сорока прилетела

Три сороки, соловей. И тебе водить велела.

Русская народная игра «Гори – гори ясно!»

Дети образуют круг. Ведущий с платочком в руках стоит за кругом. Двигаются противоходом (дети в правую сторону, ведущий в левую). Все поют:

Гори – гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Все останавливаются. Ведущий протягивает руку с платочком между двумя детьми. Они становятся спиной друг к другу. Все говорят считалку:

Раз-два, не воронь,

Беги как огонь.

Дети, стоящие друг к другу спиной, обегают круг с разных сторон. Кто прибежит первым, выхватывает платок из руки ведущего и становится новым водящим.

Публикации по теме:

«В гостях у Корнея Чуковского». Конспект по развитию речи в старшей группе«В гостях у Корнея Чуковского». Конспект по развитию речи в старшей группе Цели и задачи : Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Конспект НОД по развитию речи «Кошка в гостях» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Кошка в гостях» в старшей группе Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о домашнем животном, ее приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие.

Конспект НОД «В гостях у Гласы» в старшей группе Конспект НОД в старшей группе. Тема: «В гостях у Гласы»Цель: Закрепление гласных звуков и букв» Задачи: - Продолжать закреплять знания.

Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект проведения игры-занятия в старшей группе «В гостях у насекомых» Программное содержание: развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах 10; закрепить порядковый счет в пределах.

Конспект развлечения в старшей группе с участием родителей «В гостях у Светофора»Конспект развлечения в старшей группе с участием родителей «В гостях у Светофора» Конспект развлечения по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») в старшей.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «В гостях у сказки» Цель и задачи: продолжать формировать у детей интерес к театральному искусству и приобщать к театрализованной деятельности. Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» в старшей группе
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 16:07
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД