Папки-передвижки

Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками

Марина Ломаева
Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками

УДМУРТСКИЕ СКАЗКИ, ПОБАЙКИ, ЛЕГЕНДЫ

Содержание

1. Старик со старухой и береза.

2. Заяц и лягушка

3. Кошка и белка

4. Ласточка и комар

5. Синица и ворона

6. Охотник и змея

7. Глупый котенок

8. Звезды (легенда)

9. Синица и журавль

10. Мышь и воробей

11. Волк и свинья

12. Белка и орех

13. Пчела и шмель

14. Козел и волк

15. Умная курочка

16. Лошадь и человек

17. Кто батыр?

18. Два лемеха

Старик со старухой и береза

Публикация «Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками» размещена в разделах

Жили в одной деревне старик со старухой. Достатка у них не водилось: печь топить - дров нет, кашу варить - крупы нет. Набрал как-то старик ношу поленьев, принёс, в печь положил, а растапливать нечем. Старуха и говорит:

- Сходи-ка, старик, в лес, лучина-то вся вышла. Свали одну хорошую берёзу - лучины на целый год хватит.

Старик взял топор и поплёлся в лес. Не пришлось ему долго ходить да искать, сразу увидел подходящую берёзу - стройную, высокую, не очень толстую. Где ему с толстой-то справиться? «Ну, старуха, славная тебе лучина будет», - подумал он, вынимая топор из-за пояса.

Тут листья зашелестели, ствол приклонился к земле, и берёза, кланяясь, заговорила человеческим языком:

- Не губи меня, добрый человек, не руби! Что надо тебе - всё будет!

Старик сызмальства в лес ходил, а такого не видывал и не слыхивал. От удивления топор из рук выронил. Не тронул берёзу, домой заторопился. Пришё л и говорит старухе:

- Я бы наколол тебе лучины, хорошую берёзку присмотрел. Да она, вишь, взмолилася, не губи, мол, её, не руби, всё, что надобно мне, то и пожалует. Как такую губить? Пожалел, как-нибудь без лучины обойдёмся.

Старуха ну его корить, ну его бранить, а под конец и говорит:

- Раз без лучины нас оставила, иди наломай с той берёзы веток, ягнятам корм будет!

Так и прогнала старика обратно в лес. Не пришлось искать, сразу старик нашёл берёзу, поклонился ей и стал просить:

- Дай, берёза, лучины, не то старуха велела мне твои ветки обломать и ягнятам скормить.

- Ступай себе домой, старик, что просишь, всё тебе будет, - ответила ему берёза.

Послушался старик, повернулся, пошёл домой. Чем ближе к дому, тем больше сомнение: а ну как и не будет дома ни лучины, ни корма ягнятам? Ещё так ли старуха бранить да корить его станет?

Ступил во двор - отлегло от сердца: дополна нащепано лучины, и корма для ягнят вдоволь.

А старуха знай себе клянёт старика.

- Экий ты бестолковый! Аль вовсе разум потерял? Зеленца да лучины поклянчил. Ну не безголовый ли ты? Для чего нам лучина, если дров-то всего на истопку? Заворачивай, дурень, обратно, попроси у берёзы дровишек!

Так и выгнала старого со двора. Взял топор он и к берёзе вернулся. Поклонился ей в пояс, попросил дровишек.

- Не кручинься, добрый старичок, - сказала берёза, - отправляйся домой. А что просишь, то будет.

Пошёл старик домой. Приходит - под навесом три поленницы дров сосновых.

А старуха на него чуть не с кулаками набросилась:

- Для чего нам столько дров и лучины, если испечь нечего! Ни пригоршни муки не осталось. Сгинь с глаз моих, ступай обратно к берёзе! Да смотри - без муки не являйся!

Обратно старик в лес отправился. Пришел, поклонился земным поклоном берёзе.

- Выручай, милая! За мукой старуха послала. Сделай милость - дай мучицы хотя бы немного. Может, старуха добрее станет.

- Не кручинься, старик, не печалься. Возвращайся домой, всё, что просишь, получишь.

Старик, хотя и поверил берёзе, но прежде, чем в дом войти, в амбар заглянул. Смотрит: все сусеки полным - полнёхоньки. «Вот уж чудо так чудо!» - подумал старик. Он враз столько муки и не видывал. Отлегло от сердца у старика, к старухе направился. По крыльцу идёт - радуется, по сеням идёт - радуется. А как в дом вошёл.

- У, шайтан, голова безмозглая! На одну муку позарился. Хлеба не едал, что ли? О своём брюхе только и думаешь. Обратно беги, пока ухватом не огрела! Проси у неё сундук золота! - И вытолкала старого из дому.

Поплёлся старик в лес. К берёзе ему и подходить совестно. Поклонился трижды белоствольной красавице и говорит:

- Беда мне со старухою: чуть ухватом не попотчевала, просит сундук золота.

Все листочки на берёзе замерли. И не сразу она ответила:

- Что ж, и это, дед, сбудется. Так и быть: всё, что просишь, сделаю.

Вернулся старик домой. В дом не вошёл, в окошко заглянул. Видит: старуха над сундуком склонилась и золото из одной руки в другую пересыпает. Без брани, без ругани его старуха встретила.

- Посмотри-ка, - сказала она, - какое богатство привалило. Надо его спрятать как следует.

В подполье сундук спустили, чтоб никто не видел.

Спрятать-то спрятали, а покою старухе нет. Ни днём ни ночью золото её от себя не отпускало. Так-то она боялась, как бы кто не стащил его, что говорит старику:

- Сходи-ка, старик, к берёзе, попроси у неё что-нибудь такое страшное, чтобы люди пугались.

Ничего не поделаешь, пришлось старику снова идти к берёзе. А та вроде бы ещё краше стала.

- Здравствуй, зорька-берёзка! - сказал старик. - Помоги, избавь от кручинушки.

- Говори, в чём кручина? - ответила берёза.

- Как сказать-то, не знаю, берёзонька. К нам в дом пошли что-нибудь страшное, такое, чтобы люди пугались и на наше золото не зарились, - так моя старуха наказывала.

Все ветки у берёзы опустились, к земле поникли:

- Хорошо, будь по-вашему. Что просишь, то и сделаю. Будут люди пугаться, даже звери будут шарахаться.

Так берёза сказала, но в ответном поклоне не склонилась.

Вернулся старик, едва в дом вошёл, а старуха зарычала на него по-звериному, на пол рухнула. «Что-то с ней неладное», - подумал старик. В сенцы выбежал, ковш воды зачерпнул, назад к старухе торопится. А на полу уже не старуха лежит, а страшный зверь стоит на четвереньках, шерсть на нём бурая, лохматая, лапы когтистые и пасть зубастая.

Обомлел старик. А зверь-старуха подпол открыла и на сундуке с золотом разлеглась, злобно по сторонам посматривает.

Понял старик, что это берёза её в зверя обернула, за жадность наказала.

«А мне-то как теперь жить без старухи? Хоть и жадна и сварлива была, да ведь век вместе прожили. Лучше бы я тоже таким зверем стал».

Только подумал об этом, вдруг ростом прибавился и вширь раздался. Стал покрываться бурой шерстью, и когти появились, и зубы выросли.

«Значит, услышала красавица берёза моё желание», - последний раз по-человечески подумал старик, а больше уж никогда ничего даже не вспоминал. Насилу оторвал от сундука зверя-старуху и пошли они с ней в лес берлогу искать.

• Какую русскую сказку вам напоминает эта сказка?

• Какие характеры у героев сказки – старика и старухи?

• Почему береза помогала старику?

• Почему в последний раз ветки у березы «опустились к земле, поникли»?

• Что привело к превращению в зверей старухи и старика?

• За что была наказана старуха?

Заяц и лягушка

Жил-был на свете заяц. Сколько жил, столько и дрожал: всего на свете боялся, все его обижали, все острастку давали. Днём дрожал и ночью дрожал. Так-то ему однажды надоело жить и дрожать, что он свою судьбу проклинать начал:

- И что за горькая доля мне выпала: всякого бояться! - сказал он себе в сердцах. - Кто только меня не преследует! Не хочу больше жить на свете.

И заяц побежал к реке топиться. Бежит и видит - у самой воды изгородь поставлена. Перескочил он с разбега через изгородь. И тут у него из-под носа, испугавшись, шарахнулась и шлёпнулась в воду лягушка.

«Э-э, и меня, оказывается, боятся! - подумал заяц. - Есть доля и похуже моей. Незачем мне теперь топиться, стану жить, как все другие живут».

С тех пор и живёт заяц, довольный тем, что, если захочет, сам может испугать кого-нибудь.

Вопросы детям:

• Что нового и интересного вы узнали из этой сказки? (повадки, образ жизни)

• Как вы думаете, похожи ли сказочные герои на настоящих животных?

Кошка и белка

В старину кошка и белка вместе жили в лесу. Однажды они поссорились между собой из-за чего-то и подрались. Увидел это мужик и говорит:

- Идите жить ко мне, у меня драться не будете.

Белка вильнула хвостом, забралась на ёлку

- Я не пойду к тебе, останусь жить в лесу, - ответила она.

- Если не пойдёшь, то я буду стрелять в вас, белок, как рябчиков, - решил мужик.

Кошка замяукала, и сама стала проситься:

- Возьми меня с собой: здесь от зверей житья нет.

- Ладно, сказал ей мужик. - Я сделаю тебя князем и судьёй над мышками и крысами.

С тех пор все люди белок стреляют как рябчиков.

Предложить детям охарактеризовать героев сказки.

Вопросы детям:

• Как вели себя белка и кошка в лесу?

• Какое условие поставил человек перед животными?

• Почему белка не согласилась жить с человеком?

• Почему белка захотела остаться в лесу? Как белка живет в лесу и чем питается?

• Что привлекло кошку в предложении человека?

• Чем закончилась сказка?

• Понравилась ли вам эта сказка, почему?

Ласточка и комар

Давно жил на свете страшный змей. Он питался только кровью животных. Однажды позвал он к себе комара.

- Иди, долгонос, полетай по белу свету. Попробуй кровь всех животных. Потом скажешь мне, чья кровь слаще. Ступай, лети, да быстро! – приказал он комару.

Полетел комар пробовать кровь. А в те далекие времена нос у него был длиннее, чем сейчас.

Летал, летал, пробовал, пробовал комар разную кровь и вернулся к страшному змею.

- Ну, долгонос, чья кровь слаще всех? – спрашивает змей.

- Лошадиная кровь слаще всех, - отвечает комар. Не понравился змею комариный ответ. Рассердился он и приказывает:

- Ступай, долгонос, еще полетай по белу свету. Поищи кровь самую сладкую.

Летал, летал, пробовал, пробовал комар разную кровь и снова вернулся к страшному змею.

- Ну, что, долгонос, чья кровь слаще всех? – спрашивает змей.

- Чел…

Не успел комар досказать, откуда ни возьмись, прилетела ласточка и отхватила половину его длинного носа.

- Не будешь говорить, что не следует, долгоногий дурак, долгоносый кровопивец, - сказала ему ласточка.

Страшный змей кинулся на ласточку, хотел поймать, но не тут-то было.

Ласточка улетела, оставив во рту змея несколько перьев из хвоста. Вот почему у ласточки с тех пор хвост вилкой.

Вопросы детям:

• Про кого эта сказка? Что нового и интересного вы узнали из сказки? (повадки, образ жизни)

• Как вы относитесь к героям сказки? На какого из героев этой сказки вам хотелось бы быть похожим?

• Какой наказ исполнял комар?

• Узнал ли комар, чья кровь слаще?

• Чем закончилась эта сказка?

• Почему у ласточки хвост вилкой?

• А что ты можешь рассказать о комарах, в какое время года они появляются и исчезают?

• Почему комара называют «кровопивец»?

• Как вы думаете, похожи ли сказочные герои на птиц в животном мире?

Прочитайте сказку, нарисуйте рисунки к ней.

Синица и ворона

Однажды зимой ворона поймала синицу. Хотела было съесть, но подумала: «Не отпустить ли? Больно мала, пусть еще подрастет, а то и на глоток не хватит».

- Сейчас холодно с тобой возиться, - сказала ворона синице.

А синица, взбодрившись на радостях, возразила ей:

- Да разве это холод? Вот во времена царя гороха действительно, помню, мороз лютовал…

- А-а, так ты вот какая старая! Даже царя гороха помнишь. Значит, нечего и ждать, что вырастешь.

Только ворона хотела съесть синицу, но та улетела.

Вопросы детям:

• Предвидела ли синица такой исход, когда разоткровенничалась с вороной

• Что произошло с синицей?

• Почему ворона не съела синицу?

• Какими словами можно охарактеризовать синицу?

• Можно ли к этой сказке подобрать пословицу и какую?

• Какая польза и какой вред от ворон?

Можно предложить ребёнку придумать собственный конец сказки.

Предложите детям отразить сюжет сказки в рисунке.

Охотник и змея

Один человек пошел осенью на охоту. Охотился, устал, захотел отдохнуть. Спустился в ложбинку, сел у небольшой замершей подо льдом речки и видит: в осоке кто-то шевелится.

Встал человек с места, поглядел: перед ним змея. Хвост у нее примерз ко льду. Змея увидела охотника и говорит человеческим голосом:

- Друг человек! Вызволи меня, пожалуйста, пропаду я здесь.

Пожалел охотник змею: снял топор, висевший у пояса, и вырубил лед.

- Я замерзла совсем, погрей меня, - попросила змея.

- Что поделаешь, придется тебя погреть.

Положил охотник змею за пазуху. Змея, согревшись, проголодалась и говорит:

- Друг человек, я тебя съем!

Охотник отвечает:

- Если хочешь, так ешь. Что с тобой поделаешь? Но давай спросим трех встречных, что они скажут. Если согласятся – твоя воля!

Вот идет охотник со змеей по дороге, навстречу – лошадь.

- Здорово, лошадь! – говорит змея.

- Здорово, - отвечает лошадь.

- Скажи-ка, лошадь, съесть мне этого человека или нет?

- Надо съесть его! Он меня в стойле на ржаной соломе держит, никогда хорошей пищи не дает. А если я не в силах воз вести – бьет меня.

- Съем, раз лошадь велит, - говорит змея.

- Погоди немного, еще двоих надо спросить, - упрашивает охотник.

Змея согласилась. Пошли они дальше и встретили корову.

- Здравствуй! – говорит змея.

- Здравствуй! – отвечает корова.

- Скажи-ка мне, корова, съесть мне этого человека или не стоит?

- Ешь, ешь! Он мое молоко пьет, а меня ржаной соломой кормит. Плохо, плохо я у него живу.

- Ну, теперь я тебя съем! – говорит человеку змея.

- Погоди, еще один остался, что он скажет.

Змея промолчала. Идут они дальше по дороге. Долго ли, коротко ли шли – увидели кошку на высокой иве. Змея обрадовалась, высунула голову из-за пазухи охотника и говорит:

- Здорово, друг кошка!

Кошка отвечает:

- Поближе подойди, состарилась уж я, плохо слышу.

- Спрашиваю я: съесть мне этого человека или нет? – говорит змея громче.

- Что-о? – переспрашивает опять кошка. – Поближе подойди, не слышу.

Змея вытянула длинное тело, и в это время кошка, выставив свои когти, прыгнула с ивы на змею и задушила ее.

- Ты человека хотела съесть! Покажу я тебе, как его есть! Человек кормит и поит меня. Я у него на подушке в переднем углу сплю, а зимой в холодную пору – на печке.

Охотник посадил кошку на плечо и унес ее домой. Так они стали неразлучными друзьями.

Создайте душевную обстановку, настройте детей послушать интересную удмуртскую сказку.

Вопросы детям:

• Подберите слова-определения характеризующие змею?

• Оцените поведение змеи по отношению к человеку, спасшему ей жизнь?

• Как вы считаете, почему были обижены корова, лошадь?

• Как кошка спасла человека?

• Ваша домашняя кошка является вам другом?

Через несколько дней после чтения сказки можно предложить детям эту сказку кому-нибудь пересказать (например, тому, кто ее не слышал, можно даже любимым игрушкам). Чтобы точно рассказать сказку, можно сделать к ней «подсказку». Вместе с детьми Вы вспомните последовательность основных эпизодов сказки.

Глупый котенок

Жила-была кошка с котенком. Котенок был маленький, глупенький. Однажды он увидел на крыше луч солнца.

- Должно быть, что-то вкусное-превкусное, - подумал котенок и полез на крышу.

Уж совсем было добрался до крыши, как вдруг откуда-то выпорхнул воробей.

- Нет, лучше сначала я воробья съем, а потом дальше полезу, - сказал про себя глупый котёнок и кинулся за воробьём.

Воробей улетел, а котенок упал на землю и сильно ушибся. Тогда кошка, утешая, сказала ему :

- Твое дело – мышей ловить.

Котенок выслушал наставления матери и обещал никогда его не забывать.

Прошло много времени. Однажды котенок поймал в лесу мышку и понес показать матери.

Ему надо было переходить через ручей по жердочке. Когда он переправлялся, заметил в воде свое отражение и подумал:

- Лучше я отниму у того котенка мышку!

Выпустил из зубов мышь и кинулся в воду. Мышь, конечно, он не поймал, едва сам спасся: мокрый, грязный, вернулся он к матери. Теперь кошка не стала утешать его, а наказала и снова повторила, что он должен делать только свое дело – ловить мышей, а не гоняться за тем, что попадается на глаза. Котенок с тех пор не забывал наставлений матери.

Вопросы детям:

• Что объясняет эта сказка?

• Вспомните случаи, когда ослушавшись взрослых вы попали в неприятную ситуацию?

• Как вы думаете, всегда ли мама права?

• Какую главную мысль доносит до нас эта сказка? (каждый должен делать свое дело)

• Как вы понимаете выражение «Мама плохого не посоветует»?

• Можно ли к этой сказке подобрать пословицу и какую?

• Похож ли котенок из сказки по своему поведению на человека? Чем похож?

При ответах на эти вопросы важно помочь детям дать развёрнутый ответ, постараться вспомнить, какими словами говорится об этом в сказке.

Звезды (легенда)

Давным-давно жила-была на свете маленькая девочка. Ей было восемь лет, когда у неё умерли отец и мать. Некому стало о ней заботиться - ни покормить, ни нарядить, ни ласковое слово молвить. Ничего-то у неё не было, кроме худенького платьица, да выношенного платка. Пришлось по миру ходить да милостыню выпрашивать.

Однажды один добрый человек подал ей краюшку хлеба. Только вышла девочка за ворота, встретился ей нищий старец.

- Девочка, дай хлебца, сильно есть хочется! - стал просить старец.

Девочка взяла да и отдала ему всю краюшку.

- Ешь, говорит, - дедушка на здоровье.

И пошла себе дальше. Шла, шла – уже вечер наступил. Встретился ей молодой парень.

- Дай, - говорит, - что-нибудь голову закрыть, холодно стало.

Девочка сняла с головы последний платок и отдала прохожему. Только отошла немного, вдруг стали с неба падать звёзды, и, упав на землю, обращались в серебряные монеты. Обрадовалась сирота и стала собирать их.

Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается.

Вопросы детям:

• Про кого эта сказка?

• Почему девочку называли сиротой?

• Что заставило ее по миру ходить да милостыню просить?

• Чем она поделилась с нищим старцем?

• Как помогла молодому парню?

• Чем закончилась сказка?

• Как бы вы поступили на месте девочки?

Если Вы захотите вернуться к этой сказке вновь - можно предложить детям зарисовать последовательно все события сказки.

Синица и журавль

Встретилась синица с журавлё м и говорит:

- Какой же ты длинноногий и жилистый! Зимой в тёплые края улетаешь, весной снова сюда заявляешься. Такой большой, а совсем холод не выносишь. Не стыдно ли? Посмотри на меня – велика ли я по сравнению с тобой, однако самые лютые морозы мне не страшны.

- У меня ноги длинные – в воде стоять, клюв длинный – пищу из воды доставать, крылья сильные – за моря летать. Могу ли я на зиму здесь оставаться?

Вопросы детям:

• Охарактеризуйте героев сказки.

• Как синица описывает журавля?

• Какими словами рассказывал о себе журавль?

• Сможет ли журавль зимовать в наших краях и почему?

• Какое чувство испытывал журавль, рассказывая о своих достоинствах?

Предложите детям нарисовать журавля и синицу.

Мышь и воробей

Жили-были мышь и воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг перед другом держали, любую работу сообща выполняли.

Однажды мышь с воробьем нашли на дороге три ржаных зернышка. Думали - думали, что с ними делать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек боронил

Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей ловко обмолотил. Зернышко к зёрнышку, собрали они весь урожай. И стали делить его пополам: одно зернышко - мышке, одно - воробью, одно - мышке, одно - воробью… делили, делили и последнее зернышко лишнее осталось.

Мышь первая и сообразила:

- Это зерно моё; когда я пахала, то и лапки до крови натрудила.

Воробей не согласился:

- Нет, это моё зерно. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

Долго ли, коротко они спорили - кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. «Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять», - подумал он.

Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая спор затеяла. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку высыпала. Всю зиму прожила сытёхонька.

Воробей же остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.

Вопросы детям:

• Что вы можете сказать о характере героев сказки?

• Чем закончился спор воробья и мыши?

• Из-за чего поссорились герои сказки?

• Правильно ли поступил воробей по отношению к мыши?

• Как можно было бы решить спор?

• Как вы считаете, что такое дружба?

• Это смешная или грустная история? Почему?

Волк и свинья

Повстречался волк со свиньей.

-Свинья, я тебя съем, -сказал волк.

- Не ешь меня. Я спою тебе мою любимую песню, - зажалобила свинья.

- Ну, давай, коли охота петь, - облизнувшись, сказал волк.

И свинья сильно-сильно завизжала. Услышали ее подруги и целым стадом прибежали. Окружили волка и разорвали его на куски.

Белка и орех

Нашла белка орех и не налюбуется:

- Ах, какой красивый! Наверно, такой вкусный, каких я еще не пробовала.

Сказала и хрумкнула зубами. Смотрит, а под скорлупой нет ничего, кроме червяка.

- Тьфу, - плюнула белка. – Ты только с виду хорош.

Пчела и шмель

Однажды летом прилетел шмель в гости к пчеле. Ничего не пожалела хозяйка. И, прощаясь, гость сказал :

- Доброе угощение, доброе. Спасибо, большое спасибо! Милости прошу, прилетай ко мне под осень.

Пришла осень, и отправилась пчела к шмелю. Погода была слякотная. Какие уж тут гости! Шмель даже носа не высунул из пухового гнездышка, а только прокричал:

- Бр-бр-бр! А ты все еще летаешь? А у меня, кума, угощать – то нечем. Эх, кумушка, прилетела бы ты, когда в поле цветами пахло!

Козел и волк

Вышел козел из лога и давай трясти бородой да рогами.

- У меня, - похваляется, - и борода лохматая, и рога острые. Никого я не боюсь!

Услышал это волк и подобрался к хвастуну.

- Чего, чего ты говоришь, рогач – бородач?

Козел снова повторил.

- И меня не боишься? Тогда я съем тебя, - страшным голосом сказал волк.

Козел ему посоветовал:

- Тогда иди спустись в лог. Смотри на меня во все глаза. А пасть пошире открой…

Стоит волк в логу, как ему велено, нет - нет да и облизнется. Радуется: мол, и жевать не придется!

Козел пятился, пятился да как прыгнет с бугра! И у волка только зубы в разные стороны посыпались. А сам длиннохвостый далеко – далеко отлетел.

Долго лежал. Потом кое – как поднялся и начал думать:

- Где же этот рогач – бородач? Проглотил я его или нет?

Умная курочка

- Куд! Куда – куда! Куд! Куда – куда! Я яйцо принесла! Куд! Куда – куда! Я яйцо принесла!

Интересно, а почему кудахчет курочка.

А потому, говорят, что яйцо снесла. И пусть услышит Марья кенак и возьмет его. А не возьмет – прилетит сорока – белобока и стащит яйцо.

Лошадь и человек

Однажды человек запряг лошадь в сани и поехал на базар. По дороге лошадь оступилась и упала. Старался – старался поднять ее хозяин, да не смог. И горько заплакал. Случилось тут быть корове. Вот и спрашивает:

- Что плачешь, человек – уром?

- Ах, и не говори! Лошадь свалилась, а поднять не могу, - ответил хозяин.

- То – то и оно, уром, - сказала корова. – Ты лошадь свою целую зиму голой рукой гладил, а надо бы овсом ласкать. Тогда бы и не упала.

Кто батыр

Бежал заяц по льду, поскользнулся и сильно ушибся. И подумалось ему: «Неужто лед такой сильный? Неужто он батыр?»

И спросил он:

- Скажи, лед, неужто ты батыр?

- Батыр, - затрещал лед.

- Если ты батыр, то почему под солнцем таешь? Значит, оно сильнее тебя!

И спросил заяц у солнца:

- Солнце, ты, наверное, батыр?

- Батыр, - замахало лучами солнце.

- А если так, то почему тебя тучи закрывают? Они сильнее тебя!

И спросил заяц у тучи:

- Туча, ты – батыр?

- Да, - громыхнула она.

- А если так, то почему сквозь гору не можешь пройти? Она сильнее тебя!

И спросил заяц у горы:

- Ты, гора, наверно, батыр?

- Батыр! – прогудела гора.

- А почему тебя мышка роет. Она сильнее тебя!

И спросил заяц у мышки:

- Ты самая сильная?

- Я – батыр! – пискнула мышка.

- А если так, то почему тебя ест кошка. Она сильнее тебя.

И спросил заяц у кошки:

- Говорят, ты – самая сильная!

- Да, я – батыр! – мяукнула кошка.

И не нашелся заяц что ответить ей. И тогда сказал он :

- Сильнее кошки зверя нет!

Два лемеха

Из одной железной плашки выковали два лемеха. Один сразу попал в руки пахаря, а другой завалялся в лавке, угодил в хлам. Первый от работы заблестел, засверкал, что твое серебро, а другой рукой изошел и будто состарился.

Долго ли коротко ли – снова встретились лемехи.

- И отчего это ты блестишь, как серебряный? – спрашивает ржавый.

- А оттого, что работал, - сказал трудолюбивец. – Ты вот света белого не видел, лежал в пыли. Вот и стал таким.

Хлеб с медом

Когда пришел смертный час, старик позвал сына:

- Хлеб свой, сынок, ешь с медом. А пойдешь на работу, никому не говори «бог в помощь» или «успеха в работе».

Сын не сразу уразумел то, что наказал отец.

Наутро, когда он отправился на жатву, народ уже седьмым потом обливался. Сын ни с кем не стал здороваться, никого не приветил. Мол, отец так наказывал.

А у самого от этого на сердце стало тоскливо.

- Как же быть – то? – тяжело вздыхал он. – Как же добрых людей – то? Не привечать? Кое –как сообразил. На другой день он вышел в поле раньше всех. И никому уж не надо было говорить ни «бог в помощь», ни «успеха в работе». С самой зорьки до самого темна работал. И когда люди ушли, он все еще мозолил черенок серпа.

Пришел домой. Сел за стол, откусил кусок хлеба, и показался ему хлеб слаще меда.

- Э, - вспомнилось ему, - а ведь отец правду сказал!

Публикации по теме:

«Давай поиграем» (методические рекомендации) Поскольку в наше время воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач народного образования, активизируется вопрос и.

Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 летМетодические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения.

Методические рекомендации для педагогов «Значение беседы в работе с дошкольниками» Методические рекомендации для педагогов «Значение беседы в работе с дошкольниками» Вопрос о применении разнообразных методов и форм в обучении.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста". Данные методические рекомендации предназначены.

Методические рекомендации к лэпбукуМетодические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: - способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; - способствует приобретению.

Методические рекомендации по использованию приемов сказкотерапии в работе с детьми «Нам взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы.

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 15:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД